Люди слишком зависимы от таких благ, как водоснабжение, отопление и электричество. И если что-то из этого у них отнять, последствия могут быть катастрофическими. События, происходившие в 1977 году в США, яркое тому доказательство. Тогда жители Нью-Йорка всего на один день полностью лишились электричества, и уже этого было достаточно, чтобы в городе начались массовые грабежи и погромы, которые стали причиной гибели сотен людей и нанесли серьезный финансовый ущерб.
В июле 1977 года Нью-Йорк накрыла аномальная гроза. Неистовые разряды молний повредили сразу несколько линий электропередач. Первый разряд, зафиксированный в 20:37, попал в 345-киловольтную подстанцию Buchanan South, которая находилась неподалеку от реки Гудзон. После удара запустилось аварийное включение, но из-за имеющихся неполадок в оборудовании восстановить электричество полостью так и не удалось.
Следующий разряд угодил в ЛЭП, соединяющие 900-мегаваттную АЭС Индиан-Пойнт с Нью-Йорком. Техники фирмы «Con Edison», которая обеспечивала электроснабжение города, пытались запустить аварийные генераторы, но ничего не вышло.
Около 9 вечера очередной удар молнии привел к повреждению еще двух критически важных ЛЭП. И что бы не предпринимали специалисты, каждое звено сети одно за другим перегружалось и отключалось. В результате уже в 21:30 весь Нью-Йорк оказался погружен во тьму.
Позднее руководитель Con Edison назвал произошедшее «божьим промыслом». По его словам, не было никаких шансов предотвратить аварию.
После того как все улицы оказались покрыты мраком, в городе на удивление быстро разразился настоящий хаос. Люди грабили магазины, дома, устраивали поджоги, дрались и насиловали. В основном, преступления совершали темнокожие жители Большого Яблока. Экономический кризис 70-х годов сильно ударил по их благополучию: многие голодали и еще до блэкаута выживали за счет мелких преступлений.
Но отключение света стало для них настоящим подарком на Рождество посреди лета. Они так и говорили: «Сегодня Рождество, сегодня Рождество!». Эти слова, будто мантру, повторяли обитатели цветных гетто, вовлеченные в массовые бесчинства и мародерства.
На то, чтобы утихомирить злоумышленников, были брошены все силы полиции. Но пока они ловили одних грабителей, другие уже обчищали магазин в соседнем квартале. Кроме того, жаждущие наживы темнокожие, устраивали поджоги, чтобы отвлечь внимание властей. Всего в ту ночь было зарегистрировано более 1000 поджогов, а при их локализации погибли сотни пожарных.
Мэр города объявил чрезвычайное положение и приказал всем полицейским срочно вернуться из отпусков. За ночь удалось арестовать примерно 4000 погромщиков, но это было ничтожно мало, так как всего в беспорядках участвовали более 100 тысяч человек. Полицейские участки были переполнены, и многих преступников пришлось просто отпустить.
Кроме серьезного финансового ущерба, среди последствий блэкаута 1977 года можно выделить и начало популярности хип-хопа. «При чем тут вообще хип-хоп?», — спросите вы. Все очень просто — если бы не было этих беспорядков, такое направление музыки, стало бы популярным еще не скоро, а может, исчезло бы вообще. До этого рэп-музыку знали и слушали в основном афроамериканцы и латиноамериканцы, живущие в бедных районах, например, в Бронксе. Но в ту ночь преступникам удалось завладеть дорогим диджейским оборудованием, что впоследствии привело к расцвету хип-хопа.
Уже на следующий день после аварии в городе появились тысячи новых диджеев. До этого во всем Нью-Йорке их было не больше десяти, а теперь — по одному на каждый квартал. Естественно, это значительно повлияло на популяризацию хип-хоп-музыки.
Но это далеко не самые страшные последствия блэкаута. По разным оценкам, в ту роковую ночь участники беспорядков ограбили около 1500 магазинов, а ущерб составил от 300 млн до 1 млрд долларов. В больницу поступило множество людей с побоями, ножевыми и огнестрельными ранениям, а также черепно-мозговыми травмами.
Больше всего пострадали районы Бронкс, Куинс, Бруклин, Гарлем и Бродвей. Здесь ограбили сотни магазинов бытовой техники, ювелирных салонов, автосалонов, а также домов богатых людей. Из одного дилерского салона грабителям удалось угнать полсотни новеньких «Понтиаков».
Не обошли мародеры стороной аптеки, продовольственные магазины и супермаркеты. Если витрины были защищены решеткой, грабители срывали ее с помощью машин, после чего спокойно проникали внутрь и брали все необходимое.
Нужно отметить, что уличные погромы — не были для Нью-Йорка чем-то новым. Они происходили и раньше, но беспорядки таких масштабов случились впервые. Люди, охваченные духом безнаказанности и жаждой наживы, будто бы потеряли рассудок. Доходило до того, что мародеры грабили других мародеров. И утихло все лишь утром 14 июля, когда вышло долгожданное солнце, и тьма рассеялась.
К вечеру того же дня удалось полностью восстановить электроснабжение, и власти начали подсчитывать убытки. Владельцам ограбленных и разрушенных магазинов предложили кредит под сверхнизкие проценты, на восстановление бизнеса. Но этой услугой почти никто не воспользовался: наоборот, большинство предпринимателей вообще продали свой бизнес и навсегда покинули эти злополучные районы.
Тем временем президент США Джо Картер и мэр Нью-Йорка Абрахам Бим приказали провести расследование, чтобы найти виновных в произошедшем. «Козлом отпущения» тут же назначили фирму Con Edison, которая занималась электроснабжением. Как оказалось, в оборудовании компании действительно присутствовали некоторые погрешности, но к массовому отключению света привели вовсе не они, а гроза, которая поражала ЛЭП одну за одной, буквально не оставляя шансов предотвратить аварию.
Однако остался открытым вопрос: почему вообще горожане вдруг решили устроить криминальный беспредел? Электричество пропадало и раньше, причем в более крупных масштабах. Но тот же блэкаут 1965 года, наоборот, показал, какими американцы могут быть ответственными, честными и самоотверженными.
Люди помогали друг другу, с уважением относились к чужому имуществу, подчинялись властям и оказывали всяческую поддержку пострадавшим. В этот же раз блэкаут обернулся настоящим хаосом. И, вероятнее всего, сыграло свою роль финансовое положение большинства граждан.
В том году уровень безработицы среди темнокожих вырос в два раза и составил 40%. Именно поэтому обнищавшие и изголодавшиеся жители гетто восприняли аварию как подарок судьбы или «Рождество».
С годами Нью-Йорк стал совсем другим: бедные ранее районы заселили модные миллениалы, на месте разрушенных и разграбленных магазинов давно появились новые, а о преступности 70-80-х годов все уже забыли. Однако те, кто застал блэкаут-1977, до сих пор вспоминают о нем с ужасом и признаются, что это, определенно, была самая страшная ночь в их жизни.
519 просмотров