В каждом из нас живёт маленький отважный спасатель. Именно он заставляет нас покупать игрушки для детей подруги, когда в их семье наступают трудные времена, пристраивать очередного одинокого котёнка, найденного у подъезда, помогать незнакомой бабушке оплатить счета на почте и заполнить заявку на подписку журнала, а потом дотащить сумку, набитую непонятными тяжёлыми предметами, до дверей квартиры.
Если мы и не состоим в обществе волонтёров, то жертвуем вещи через соц.сети, пишем открытки в дома престарелых или помогаем своим родным. Но есть и те, кто не ограничивается подобной помощью и буквально рвётся спасать человечество, начиная с близкого окружения. Такие люди обычно берутся за самые сложные случаи, не останавливаясь ни перед чем на пути к «спасению утопающих». Что движет теми, кто годами вытаскивает близких из запоя или стремится консультировать каждого несчастного, начиная деятельность психолога задолго до получения диплома? Может быть есть какой-то особый тип устройства психики, который отвечает за желание помогать каждому встречному или всё дело в воспитании и социальной среде?
Тиран, спасатель и жертва.
Тому, кто интересуется популярной психологией, хорошо знаком классический треугольник, включающий в себя тирана, жертву и спасателя. Это может быть семья с пьющим отцом, который терроризирует домочадцев, безвольной матерью, принимающей на себя роль жертвы, и ребёнком, стремящимся помочь страдающей маме и выступающим в роли спасателя. Роли могут быть распределены и любым другим образом, потому что тираном может выступать властная мать или истеричный ребёнок.
Интересно в подобной триаде то, что любая роль не является статичной. Иногда тиран выступает в роли жертвы, например когда его стыдят в моменты просветления, и даже в роли спасателя, когда пытаясь компенсировать своё ужасное поведение, он рьяно старается помочь кому-то из домочадцев, «спасая» его от тлетворного влияния всех остальных. В конечном итоге эта система заставляет проживать все три роли любого, включённого в неё. Таким образом человек, выросший в семье подобного плана, не только с большой вероятностью создаст собственную семью по привычному шаблону, но и получит «ген спасателя».
Люди, заряженные на спасательство, всегда приходят на выручку приятелям и знакомым, в большинстве случаев не дожидаясь просьбы со стороны и инициируя помощь самостоятельно. Их, как магнитом, притягивают личности со сложной судьбой, израненной психикой и особенностями поведения. А ещё они участвуют в глобальных акциях по спасению планеты и всего живого, организуют массовые проекты по помощи нуждающимся и ведут активную деятельность в направлении различной благотворительности.
Трудно поверить, что желание помогать окружающим может приносить не только пользу. Но пословица о том, что благие намерения не всегда приводят в Рай, тоже появилась не на пустом месте. Чем грозит спасательная деятельность? Почему она может навредить не только самому спасателю, но и тем, кого он хочет выручить?
— помощь, которая вредит:
когда желание спасать толкает человека на выбор профессионального пути, он зачастую выбирает профессии из сферы человек-человек или человек-живая природа. И если стремление помогать выступает главной мотивацией, мы можем наблюдать психолога, который берётся за любой случай (даже не успев получить достаточно знаний и практики), навязывает свою помощь и озвучивает каждому встречному все его проблемы и слабые стороны личности. Врач, педагог или организатор приюта для животных, движимый неутолимым желанием спасать, руководствуется скорее эмоциями, а не логикой, что в отдельных случаях может привести к непоправимой ошибке или даже трагедии;
— помощь, которая разрушает:
если внимательно присмотреться, в нашем окружении всегда найдётся сильно пьющий знакомый, мать одиночка, не умеющая обращаться с финансами, или пожилой родственник, требующий нашего постоянного присутствия. Однако не каждый, кому мы торопимся помочь, разумно распорядится этой помощью. Можно годами спасать друга от алкоголизма и добиться только его полного отказа от ответственности за свою жизнь. А ещё сделать людей зависимыми от нас и абсолютно несамостоятельными, требовательными, обидчивыми и тиранящими. Потому что контролировать своё поведение и бороться с обстоятельствами — это удел более сильных личностей, чем тех, кто с готовностью перекладывает свои проблемы на плечи других, превращая добровольную помощь в обязанность помогающего;
— помощь, которая лишает собственного «Я»:
в той или иной степени каждый из нас время от времени живёт не своей жизнью и руководствуется чужими интересами. Это необходимо, чтобы поддерживать родственные и приятельские связи и просто существовать в социуме. Но у спасателей чаша весов всегда перевешивает в пользу чужих нужд, желаний и проблем. Они могут даже не осознавать, почему остаются одинокими и никак не могут наладить личную жизнь, а если таковая и имеется, то недоумевать по поводу обид своего партнёра и отстранённости родных детей. Если человек во главу угла ставит чужие интересы, отодвигая собственные потребности на задний план, его жизнь по кусочкам растаскивается окружающими, а он остаётся с потрёпанными кусочками пазла, из которых никак не может собрать целую картину своего светлого будущего, ошибочно продолжая приравнивать здоровый эгоизм к жадности и чёрствости.
Не возможно прожить ни разу в жизни не протянув руку помощи нуждающемуся. Но прежде, чем её оказать, стоит несколько раз подумать о том результате, который мы хотим получить от нашей благотворительности. Ведь тот, кто подаёт милостыню попрошайке со справкой о несуществующем недуге, на поверку не всегда оказывается самым добрым человеком, а равнодушно проходящий мимо может торопиться на работу, где ему предстоит по настоящему спасти чью-то жизнь.
1 292 просмотров