В Европе художница Ремедиос Варо известна мало — ей не нашлось места на Олимпе сюрреализма рядом с Сальвадором Дали. Но в Мексике ее считают культовой фигурой в искусстве и национальной гордостью. И это несмотря на то что талант Варо зародился и набрал силу в другом полушарии — в далекой Испании.
Мария де лос Ремедиос Алисия Родрига Варо и Уранга, а именно так звучит полное имя художницы, родилась в 1908 году в испанском городе Англес, в Каталонии. Ее отец был востребованным инженером-гидравликом, поэтому его семья много переезжала по югу Европы и Северу Африки.
Несмотря на занятость, Родриго Варо посвящал немало времени любимой дочери — он учил ее чертить и рисовать, надеясь, что в будущем Ремедиос также станет хорошим техническим специалистом. Еще в школе девочка начала помогать отцу делать чертежи и эскизы оборудования, а также проявляла недюжинный интерес к самим механизмам.
Первые книги юной Ремедиос были приключенческими, но с инженерным уклоном — будущая художница больше всего любила Жюля Верна. Когда Ремедиос подросла, отец начал приносить ей философскую литературу — он хотел, чтобы его ребенок вырос развитым всесторонне. Параллельно Родриго Варо делал все, чтобы дочь рисовала и писала картины, пробуя самые разные техники.
Совсем иной подход был у матери девочки — набожной и напористой Игнасии Уранга. Если отец хотел видеть дочь и сыновей Родриго и Луиса специалистами и творцами, то женщина страстно желала, чтобы они посвятили свою жизнь служению богу. Она устраивала Ремедиос учиться в католические школы, в которых молодая особа долго не задерживалась. Постоянные попытки матери навязать свою волю воспитали в девушке настоящую бунтарку.
Когда Ремедиос исполнилось 16, ее отец получил хорошую работу в Мадриде и кочевая жизнь семьи инженера наконец закончились. В столице перед юной Варо открылись широкие возможности и она тут же сделала свой выбор. Девушка отказалась от карьеры инженера и поступила в Королевский Университет Изящных Искусств, который выбрали для себя также Дали и Пикассо.
Девушка уже знала, что будет художницей и посвящала рисованию и живописи все свободное время. Сразу же после получения диплома Варо вышла замуж за художника Херардо Лисаррага и вскоре пара переехала в столицу искусств — Париж. Но во Франции супруги надолго не задержались и вскоре осели на родине, в Барселоне.
Очень скоро Ремедиос поняла, что Херардо не ее судьба и супруги расстались. Испанские законы не допускали разводов, но Варо навсегда покинула мужа, без скандалов и сохранив отличные приятельские отношения. Особенность художницы уходить красиво отмечали все ее мужчины — она всегда расставалась легко, не усложняя жизнь себе и партнеру.
Скоро Ремедиос встретила художника Бенжамена Перэ, с которым вернулась во Францию. Новый возлюбленный художницы был не только талантливый творец, но и бунтарь, как и она сама. Из-за антиправительственных выступлений пару даже арестовали в Париже и некоторое время продержали в заключении.
Едва миновали потрясения, вызванные политическими взглядами Парэ и Варо, как пришла новая беда. Началась Вторая мировая и Париж оккупировали нацисты. Художникам пришлось бежать и в качестве места для жизни и работы они выбрали далекую Мексику.
В Мексике подход к искусству был более прикладным, чем в просвещенной Европе. Поэтому сюрреализм там был не слишком популярен, а многим и вовсе не знаком. Несмотря на это Варо и Парэ быстро нашли в Мехико единомышленников, среди которых была Фрида Кало и ее супруг Диего Ривера. Творческие люди быстро нашли общий язык и образовали крепкую и интересную компанию.
В Мексике Ремедиос Варо поначалу пришлось несладко. Денег не хватало и художница бралась за самую разную работу. Она создавала вместе с Марком Шагалом декорации и костюмы к балету «Алеко» по произведениям Пушкина, оформляла кафе и рестораны, делала рекламу для сети аптек и даже выполняла технические чертежи на заказ.
Ремедиос мечтала, что война вскоре закончится и она вернется на родину, где осталось все, что ей было так дорого. Но позднее Варо поняла, что ей не хочется в Европу, разрушенную и оскверненную насилием и горем. Ее гражданский муж Парэ, отношения с которым давно дали трещину, вернулся в Париж сразу после освобождения Франции, а художница, неожиданно для всех, переехала в Венесуэлу.
Но Мексика уже навсегда обосновалась в крови Варо и она вскоре вернулась. В Мехико Ремедиос встретила Вальтера Грюена, бывшего узника концлагеря, искавшего за океаном новую жизнь. Никто так не относился к художнице, как Грюен — он просто боготворил свою возлюбленную. Именно при нем в творчестве Варо был самый продуктивный период и именно Вальтер организовал ее первую персональную выставку.
Имя Ремедиос Варо стало известно в Мексике, а затем и в остальной Латинской Америке. Она вдохновенно рисовала, а ее любимый Вальтер брал на себя все житейские хлопоты и организационные вопросы. Всего он организовал четыре выставки художницы и планировал провести пятую, но судьба распорядилась иначе. 8 октября 1963 года Ремедиос Вара умерла от инфаркта на пике своей творческой карьеры, в возрасте 55 лет.
Ремедиос Варо Уранга навсегда осталась в истории мексиканского искусства, несмотря на то, что в ее картины дух Мексики так и не проник. Ее сравнивают Иеронимом Босхом, так как картины Варо наполнены загадочными существами и мелкими деталями. Многие работы художницы имеют религиозную окраску, но трактовать их совсем непросто даже знатокам сюрреализма. Сегодня выставки Ремедиос Варо успешно проходят в странах Латинской Америки и США. Есть поклонники ее творчества и в Европе, а также в России.
299 просмотров