В мире полно опасных психопатов, которые могут встретиться на вашем пути в любой момент. Но бывают ситуации и похуже, например, если мерзавец и маньяк оказывается у власти и становится горем целого народа. Один из таких несимпатичных персонажей — Франсуа Дювалье, или просто Папа Док, руководил Гаити с 1957 по 1971 год. Это время стало жуткой страницей истории многострадального государства, которое судьба и так особо не баловала.
Карьера Франсуа Дювалье начиналась вполне достойно. Имея медицинское образование, он отдал немало сил здравоохранению, участвуя в санитарных миссиях и помогая жителям отдаленных деревень. Дювалье мог оставить о себе добрую память во многих поколениях гаитян, если бы не пошел в политику.
Один из самых образованных людей своей страны, Франсуа Дювалье был назначен помощником министра труда, а позже министром общественного здравоохранения и труда в правительстве первого чернокожего президента Гаити Дюмарсе Эстиме. После свержения военной хунтой Эстиме доктор Дювалье скрывался от властей, а в 1956 году, когда гонения на сторонников бывшего главы государства утихли, принял участие в президентских выборах.
Эти выборы Дювалье проиграл, но грустить не стал. Весь 1956 год столицу Гаити город Порт-о-Пренс сотрясали взрывы, которые убивали и калечили горожан. Этим занимались сторонники Дювалье, который, таким образом, сеял панику среди населения и готовил почву для захвата власти силовым путем. Но в судьбу Дока вмешался случай — законный президент ударился в бега, а внеочередные выборы стали звездным часом Дювалье.
Понимая, что выборы он может снова проиграть, хитрый доктор уговорил безусловного фаворита предвыборной гонки учителя Даниэля Финьоле вступить в коалицию. Общими усилиями Финьоле стал президентом, но занимал эту должность всего 19 дней. На одном из заседаний правительства генерал Кебро, правая рука Дювалье, арестовал Финьоле. После того как законный президент был выслан из страны вместе с семьей, в Порт-о-Пренсе начались беспорядки, которые Кебро с одобрения Дока жестоко подавил.
По самым скромным подсчетам тогда погибли не менее 1?000 человек. При этом во время расстрелов демонстраций не было никаких раненых — их просто грузили вместе с трупами в грузовики и закапывали живьем в джунглях. Когда народные волнения подавили, Кебро объявил о новых президентских выборах, которые прошли 22 октября 1957 года. Проходили они без регистрации избирателей и какого-либо контроля. Как и следовало ожидать, президентом стал Франсуа Дювалье, а парламент сформировали из его самых ярых сторонников.
Новый президент погрузил неизбалованных спокойной жизнью гаитян в настоящий ад на земле. Папа Док считал, что для поддержания стабильности в стране нужно казнить не менее 500 человек в год, но постоянно перевыполнял план. Проще говоря, никто особо не контролировал репрессии, проводимые гвардией нового президента, которую сразу начали называть тонтон-макуты.
Изначально эти формирования назывались VSN — Volontaires de la Securite Nationale (добровольцы национальной безопасности). Они должны были обеспечивать порядок в городах и селах страны и формировались из добровольцев. Желающим служить родине и Папе Доку давали оружие и практически неограниченную власть над простыми гаитянами. Тонтон-макутам не платили жалование и они руководствовались правилом «волка ноги кормят».
Название тонтон-макут тесно связано с местными креольскими верованиями и культом вуду. Слово tonton переводится как «дядя», а на Гаити употребляется как синоним слова «колдун». Среди островитян ходили легенды, что тонтоны ходят по деревням с мешком (macoute) и сажают в них детей, которых затем убивают и съедают. Получается, что тонтон-макут — это жуткая, враждебная человеку сущность и это не слишком отличалось от реальности.
Работала гвардия Папы Дока очень просто — человека обвиняли в заговоре против президента, после чего к нему отправлялись тонтон-макуты. Жертву без суда и следствия кидали в каменный мешок или просто убивали, а все его имущество забирали себе «колдуны».
На Гаити всегда были сильна вера в потусторонние силы и особенно культ вуду. Подручные Дювалье активно пользовались этим — они носили темные очки, белые рубашки и черные брюки, что делало их похожими на Барона Субботу — одного из наиболее влиятельных божеств вуду, олицетворяющего смерть. Нередко для усиления эффекта тонтон-макуты наносили на лицо белую краску, которая делала их похожими на мертвецов.
Эти люди использовали самые ужасные пытки и казни — сжигали людей живьем, забивали камнями, рубили на части топорами и мачете. Часто трупы выставлялись напоказ, чтобы внушить людям страх. Гаитяне верили, что тонтон-макуты видят сквозь стены, читают мысли и абсолютно неуязвимы. Часть островитян были уверены, что они вообще не люди, а зомби, которых подняли из могил могущественные колдуны вуду, чтобы те служили Папе Доку.
С 1957 по 1961 год режим Дювалье уничтожил более 30 тысяч человек, но эта цифра, скорее всего, серьезно занижена. Страх перед Доком и его армией зомби был так велик, что когда в 1964 году президент объявил о своих бессрочных полномочиях, никто даже не подумал возмутиться.
Чтобы создать видимость законности происходящей реформы, был проведен референдум. На бюллетенях стоял один вопрос — «Согласны ли вы?». Из ответов доступен был только один — «Да». Получив пожизненное президентство, Дювалье окончательно тронулся рассудком и официально объявил себя Бароном Субботой.
Папа Док постоянно подчеркивал свою связь с потусторонним миром. Когда президент Кеннеди отказал Гаити в финансовой помощи и попытался организовать в стране переворот, Дювалье лично провел церемонию вуду, в ходе которой истыкал фигурку американского президента иглами.
В 1961 году Док перенес инфаркт и пока он болел его обязанности исполнял Клеман Барбо — организатор и вдохновитель тонтон-макутов. Вернувшись к делам, Дювалье первым делом посадил попробовавшего власть подручного за решетку, а затем, немного подумав, приказал его казнить. Спустя время, на одной из церемоний вуду жрец сказал Папе Доку, что дух Барбо переселился в черную собаку. После этого в стране по указу президента убили всех собак этого цвета.
Со временем появился целый список одобренных Доком титулов и обращений, которые позволяли называть его «непререкаемым лидером революции», «покровителем простого народа», «исправителем ошибок» и так далее. Террор в стране усилился многократно — Папа Док лично проводил ежедневные совещания по «государственной безопасности», на которых утверждались списки обреченных на смерть гаитян.
Параллельно не забывал Дювалье запускать руку и в государственную казну, которая была полностью в его распоряжении, как персональный счет в банке. Тонтон-макуты могли появиться на любом заводе страны и потребовать именем президента с владельца деньги «на поддержку революции» и отказать им не решался никто.
Проявил себя Папа Док и в литературе. Узнав о цитатнике Мао Цзедуна, диктатор написал свою книгу «Мысли Дювалье», которую был обязан приобрести каждый житель страны за фантастические для них 15 долларов. Мало кто мог позволить себе такую роскошь, поэтому сборник мыслей президента распространялся в рассрочку, методом вычета денег из заработной платы.
В своих речах, обращенных к народу, Франсуа Дювалье умело эксплуатировал идеи борьбы с расизмом. Президент рассказывал своему народу о том, что он послан свыше, чтобы принести темнокожим людям равенство и свободу от предрассудков. Откровенно бредовые мечты тронувшегося под действием власти и денег диктатора причудливо переплетались с идеями негритюда — философской доктрины, в основе которой лежит протест против расизма.
Столица страны в 60-х годах превратилась в декорации для съемок фильмов ужасов — на площадях Порт-о-Пренса грудами лежали отрубленные головы, а на балконах домов раскачивались раздувшиеся от жары трупы повешенных. Грабежи, изнасилования, похищение женщин и детей стали обычным явлением и никто не удивлялся, что злодеи действуют от имени Папы Дока и исключительно в целях «защиты революции и простого народа».
За годы правления Папы Дока экономика Гаити, и без того убогая, оказалась разрушена до основания. Более 200 тысяч человек, населяющих северо-запад страны, непрерывно голодали, а торговля людьми стала обычным бизнесом. Гаитяне продавали своих детей в рабство за пару долларов в надежде на то, что их хотя бы будут кормить.
Появился в стране и такой жутковатый вид предпринимательства как торговля кровью. В 1971 году дважды в месяц в США отправлялись грузы с 2500 литрами крови. Свою власть Франсуа Дювалье хотел передать по наследству и после смерти Дока бразды правления оказались в руках его сына Жана-Клода Дювалье. Нового диктатора окрестили Бэби Док и он продолжил терроризировать страну.
Папа Док и Бэби Док
Отпрыск Франсуа Дювалье не обладал хваткой и умом отца, но сумел продержаться «у руля» с 1971 по 1986 году. Он был смещен с должности и сбежал во Францию, оказав своей стране последнюю услугу — украв из казны несколько сотен миллионов долларов. В 2011 году Бэби Док посетил родину, но был арестован. Позже наследника Дока отпустили под домашний арест и он умер в 2014 году в своем доме в Порт-о-Пренсе от сердечного приступа.
Несмотря на то что гаитянский народ расстался с семейкой Дювалье в 1986 году, последствия мудрого правления Папы Дока и Бэби Дока ощущаются до сих пор. По прежнему Гаити остается одной из самых бедных и опасных стран планеты и в ближайшее время вряд ли что-то изменится.
309 просмотров