Французская революция 1789 года положила конец монархии. А заодно лишила жизни десятки тысяч французов, казненных и просто убитых самыми различными способами. Хорошо известны массовые казни на гильотине, но у революционеров были и другие, еще более замысловатые способы расправы. Например, массовые утопления, как это произошло в городе Нанте.
Пламенный революционер Жан-Батист Каррье был одной из самых заметных фигур «Эпохи террора». Он зарекомендовал себя как непримиримый борец с монархистами в Париже и поэтому в 1793 году его с особой миссией направили в Нант. Тогда этот город на западе Франции считался одним из рассадников контрреволюции. Перед Каррье поставили задачу выявить монархистов и предать их суду.
Для аристократов, да и вообще любых граждан, суд почти наверняка означал смерть. Новая власть не особо церемонилась с врагами режима, предпочитая радикальные методы. Жан-Батист Каррье с энтузиазмом взялся за дело. По его приказу арестовывали как знать, так и простых людей, заподозренных в симпатии к свергнутой монархии.
Подсчитать количество жертв Каррье и его подручных сейчас невозможно. Но историки склоняются к тому, что менее чем за год были убиты до 15 тыс. жителей Нанта и его окрестностей. Среди них было огромное количество невиновных, так как Каррье видел заговорщика в каждом. Казнили мужчин, женщин, стариков и даже детей.
Сначала Каррье действовал по парижскому сценарию. Его Революционный трибунал ежедневно рассматривал десятки дел, редко кому уделяя более 10-15 минут. Приговоренных тут же казнили — аристократов и мещан на гильотине, а крестьян на виселице. Но вскоре тиран понял, что его машина смерти не поспевает за судом. Приговоренные скапливались в городской тюрьме и ожидали своей участи по несколько дней.
Их нужно было кормить, поить и охранять. Поэтому изуверский ум Каррье придумал новый вид казни — утопление в шаландах. Для массового убийства на берегу реки Луары на скорую руку сколачивали из досок хлипкие суденышки. Палуба этих больших лодок была закрыта деревянными решетками, чтобы несчастные не смогли убежать. В дне каждого судна были отверстия, закрытые заглушками.
Приговоренных, раздетых догола и нередко связанных, сажали в шаланду, которую буксировали на середину реки. Там палачи выбивали из лодок пробки, и они начинали стремительно заполняться водой. Судна сколачивали на речной пристани с утра до вечера и в некоторые дни от берега отчаливали 2-3 лодки с несчастными. Иногда палачи не церемонились и просто разбивали приговоренным головы прикладами ружей и бросали их за борт.
Таким способом Жан-Батист Каррье казнил примерно 4000 человек. Параллельно происходили расправы и на берегу. Гильотина и виселица работали без выходных и палачи просто валились с ног. Однажды Каррье лично убил четверых детей, родители которых подозревались в любви к королю.
Легенда гласит, что палач отказался убивать ни в чем неповинных малышей и глава трибунала сам выполнил его работу. Чудовищное убийство так повлияло на видавшего виды заплечных дел мастера, что тот слег и вскоре умер от сердечного приступа. Каррье был абсолютно безжалостным и циничным подонком. Утопление он называл «национальными обрядами крещения» или «погружениями».
Сначала людей топили по ночам, а днем проводили необходимые приготовления. Но потом расправы начали проводиться круглые сутки. Дневные казни были особенно ужасны для женщин. Перед утоплением охрана выволакивала их на берег, избивала и насиловала. Каррье считал дневные расправы более полезными с точки зрения запугивания жителей города.
Но кровожадного тирана тоже ждала незавидная участь — революция без сожаления пожирала не только врагов, но и своих детей. В феврале 1794 года Жана-Батиста Каррье срочно вызвали в Париж. До Комитета общественной безопасности дошла информация о массовых убийствах в Нанте. Это было слишком даже для революции, и изверга предали суду.
Разбирательство было долгим и арестовали убийцу только в сентябре 1794 года. А 16 декабря 1794 года на шею Каррье опустился нож гильотины и в мире стало на одного подонка меньше.
396 просмотров