Каждый, кто знаком с творчеством Уильяма Шекспира, замечал, как часто великий драматург убивает своих героев. В выборе способа убийства английский автор тоже весьма изобретателен. Удушение, удар шпагой, отравление, укус змеи — как только не погибают несчастные в его пьесах. А вот что касается правдоподобности этих смертей, то она оставляет желать лучшего. Эксперт изучила произведения великого англичанина и сделала вывод, что Шекспир плохо разбирался в вопросах смерти.
Начать нужно с того, почему же все-таки у Шекспира в пьесах столько смертей. На рубеже 16 и 17 веков, когда он творил, любимым развлечением народа и знати был вовсе не театр. Гораздо больше благодарных зрителей в те времена привлекали публичные казни. Методы умерщвления тогда были очень разнообразными, начиная от банального отсечения головы и заканчивая сдиранием кожи и потрошением. Драматургам того времени нужно было соответствовать, чтобы удержать свою аудиторию.
Уильям Шекспир знал о смерти непозволительно мало для человека своего времени. Британский химик доктор Кэтрин Харкап (Kathryn Harkup) проанализировала некоторые сцены смерти в произведениях драматурга и сделала вывод, что они нереалистичные. Ученая обосновала свое мнение, прокомментировав гибель героев.
Харкап подсчитала, что Шекспир «убивал» в пьесах более 70 раз, но частенько показывал слабое знание материальной части.
Так деликатно Кэтрин обличила драматурга в поверхностности. Доктор Харкап написала в своей статье, что во времена Шекспира люди жили в среднем 35 лет. Многие умирали от болезней, кого-то убивали на войнах, а были и те, кого просто казнили. Тема смерти была очень близкой жителям средневековой Англии, поэтому в произведениях того времени так любили убивать.
Доктор Харкап приводит примеры из таких произведений Шекспира как «Гамлет», «Антоний и Клеопатра» и «Ромео и Джульетта». Начала свои разоблачения эксперт с «Гамлета». Как известно, подлый Клавдий влил яд в ухо отца принца, когда тот спал, и этим его убил. Харкап уверена, что этот способ не работает:
В трагедии «Антоний и Клеопатра» царица Египта потеряла возлюбленного и вот-вот лишится власти. Она приказывает тайно принести в ее покои египетскую кобру, спрятав ее в корзину с инжиром. Харкап скептически относится к возможности спрятать эту змею среди фруктов. Взрослая египетская кобра вырастает до 1,5 метров, а это немало. Сама сцена смерти Клеопатры вообще кажется эксперту надуманной:
При этом доктор Харкап напоминает, что при исследовании пчелиных укусов, грудь оказалась самым болезненным местом. Ученая считает, что Клеопатра должна была сильно мучиться перед смертью.
Не менее странной выглядит и имитация смерти главной героини драмы «Ромео и Джульетта». Девушка принимает зелье, которое делает ее похожей на мертвую. Дыхание и пульс Джульетты замедляется на 42 часа и все ее считают покойницей. Харкап говорит, что яд тетродоксин способен замедлить дыхание и пульс, сделав их почти незаметными.
Доктор также предположила, что Шекспир мог слышать об этом яде от купцов. В те времена Англия развивала торговлю я Японией, где в особом почете рыба фугу. Именно в ней содержится в большом количестве смертельный яд. Он способен в небольших количествах вызвать временный паралич, неотличимый от смерти.
Вроде все сходится, но в пьесе девушка просыпается и не ощущает никаких побочных эффектов от действия яда. Этого не может быть, так как после приема дозы, способной ввести в кому почти на двое суток, Джульетта уже никогда бы не восстановилась полностью.
В общем, Кэтрин Харкап осталась недовольна Шекспиром. У автора одни умирают слишком легко, а другие, наоборот, выживают, когда это невозможно.
397 просмотров