Что важнее для фотографа — фиксировать события или прийти на помощь герою снимка? В 1993 году Кевин Картер сделал фото изможденного голодом африканского ребенка на фоне стервятника, ожидающего его смерти. Эта фотография привлекла внимание к проблеме бедности в Судане, а также повлекла за собой многолетние споры о том, где грань между профессионализмом и человечностью.
Рассказываем, как сложилась судьба темнокожего ребенка и какую цену пришлось заплатить фотографу за знаменитый снимок.
Фотограф Кевин Картер
Кевин Картер родился в Йоханнесбурге, крупнейшем городе Южно-Африканской Республики. Тогда в стране царил настоящий хаос: партия Нельсона Манделы вела вооруженную борьбу против режима апартеида — официальной политики ЮАР. Полицейские жестоко задерживали всех темнокожих, которые оказывались на улице без документов.
Белый мальчик Кевин с раннего детства хотел сделать что-то, чтобы изменить ситуацию в своей стране. В 18 лет Картер пошел служить в армию. Там дискриминация по отношению к темнокожим была выражена еще острее.
Однажды Кевин не выдержал издевательств над чернокожим офицером и заступился за него, из-за чего его сильно избили сослуживцы. После демобилизации Картер начал карьеру фотокорреспондента и твердо решил бороться с несправедливостью так, как ему по силам, — с помощью камеры.
«Стервятник и девочка»
В марте 1993 года один из участников операции ООН «Мост жизни для Судана» предложил Кевину поехать в командировку в Судан, где в то время шла Вторая гражданская война, царила вопиющая бедность, люди умирали от голода. Для Кевина это был шанс наконец перестать снимать для местной редакции и стать военным фотографом, поэтому он согласился.
25 марта 1993 года самолет с Кевином приземлился в небольшой деревне в Судане, где волонтеры центра ООН раздавали еду. Корреспондентов тут же проинструктировали, что они не должны вмешиваться в судьбу местного населения и запретили прикасаться к туземцам из-за риска распространения инфекционных заболеваний.
Осмотревшись в деревне, Картер был в ужасе: тотальная нищета, истощенные люди и вопиющая антисанитария. Кевин вышел из деревни, где приземлился самолет, и оказался в поле. Там он заметил маленького темнокожего ребенка, который лежал на животе в позе эмбриона. Фотограф решил, что перед ним маленькая девочка, которая пытается добраться до деревни, где раздавали еду.
Пока Картер настраивал камеру, к малышу подлетел стервятник. Он приземлился рядом и наблюдал за обессиленным ребенком. Кевин подобрался чуть ближе и сделал снимок. Он ждал, что птица распахнет крылья и он сделает еще один кадр, но этого не произошло. Мужчина спрятал камеру, отогнал птицу и отправился обратно в деревню.
Как сложилась судьба ребенка
Если присмотреться к фото, на руке ребенка можно разглядеть пластиковый браслет, который выдавали всем голодающим в пункте питания ООН. Это значит, что сотрудники миссии были в тот момент где-то рядом. При многократном увеличении также видна синяя надпись на нем — код «Т3». Буква «Т» — маркер тяжелого недоедания, а число 3 — порядок прибытия человека в пункт питания. То есть о ребенке с фото известно, что он был сильно истощен, но зарегистрирован в пункте питания ООН и прибыл туда третьим.
О судьбе темнокожего малыша с фото долго никто ничего не знал. Но в середине нулевых появились данные о том, что на самом деле на снимке Кевина был изображен мальчик по имени Конг Ньонг. Об этом сообщила женщина, которая, по ее словам, разносила еду в пункте питания ООН. Согласно неофициальным данным Wikipedia, юный Конг Ньонг умер в 2008 году от лихорадки.
Что произошло с автором сенсационного снимка
Фотографию изможденного ребенка на фоне стервятника Кевин продал в Нью-Йорк Таймс. На следующий день он проснулся знаменитым: с ним хотели сотрудничать лучшие американские редакции, ему обещали баснословные гонорары и приглашали на светские вечера.
Michael The Maven / YouTube
Однако сюжет снимка шокировал общественность, посыпались вопросы: какова судьба ребенка, дал ли корреспондент ей еды и воды, отвел ли в лагерь. Когда люди узнали, что Картер оставил ребенка, автора снимка обвинили в бесчеловечности и жестокости. Он стал объектом нападок и со стороны СМИ. Так, флоридская газета St. Petersburg Times писала о Кевине:
«Человек, который использует камеру, чтобы снять идеальную картину детских страданий, сам становится хищником».
Тем не менее работа Картера удостоилась Пулитцеровской премии, что еще сильнее разгневало народ. Одобрение и восторг коллег быстро сменились презрением: журналисты перестали называть Кевина гением фотографии, а большинство газет отказалось от сотрудничества с ним.
Не выдержав давления общества, Картер впал в глубокую депрессию. Его знакомые говорили, что он буквально помешался на судьбе ребенка со снимка. Психическое здоровье фотографа подорвало и известие о смерти друга, который был убит в перестрелке во время командировки в Судан. 27 июля 1994 года Картер ушел из жизни, оставив предсмертную записку:
«Меня преследуют яркие воспоминания об убийствах, трупах, злобе и боли. Я вижу картины голодающих и раненых детей, психов и полицейских-палачей», — писал Кевин.
Wikipedia.org
***
С помощью фотокамеры Кевин Картер смог привлечь внимание общественности к проблеме голода в Африке, но при этом сам стал жертвой несправедливой жестокости людей. Так, по утверждению фотографа Митчелла Мавена, благодаря снимку Кевина ООН собрала несколько сотен тысяч долларов, которые потом направила на помощь южноафриканскому народу. Однако об этом мало кто писал в газетах и для большинства людей Картер так и остался бездушным корреспондентом, готовым на все ради удачного кадра.
772 просмотров