В фильме Александра Зархи высотные кадры сняты очень профессионально и ни в чем не уступают известному на весь мир фото. Но «Высота» известна только в нашей стране.
Для своего времени фильм стал действительно прорывом. Не только символ «оттепели», но отличный образец качественной операторской и актерской работы в невероятно сложных условиях, в которых раньше сниматься никто не рисковал. Премии международных кинофестивалей в Москве и Карловых Варах были заслуженны.
Картина, конечно, верх сценарного искусства, однако съемки стройки доменной печи получились просто потрясающими. Верхолазы, сварщики, скалолазы и монтажники будто бы парят над опасной бездной.
В фильме было несколько локаций:
— павильон «Мосфильма»;
— Днепропетровск (сцены в местном парке);
— Днепродзержинск. Главная локация, на металлургическом комбинате снимались настоящие строители и монтажники доменной печи № 12 «Днепростальконструкция». Все взаправду.
×
Конечно перед камерой стояли настоящие актеры. Николай Рыбников и Инна Макарова сразу сказали, что будут играть все сами, отказывались от дублеров, хотя это был огромный риск, как для них самих, так и для всего съемочного процесса. Каскадеры всегда находились где-то рядом.
Инна Макарова вспоминала: «Мы с Николаем Рыбниковым решили все трюки выполнять самостоятельно, потому что мне казалось, что дублерша может не так прыгнуть, не так повернуться. И Коля в самых опасных сценах тоже снимался сам. Только один раз, опасаясь за его жизнь, сцену «общий спуск с высоты» осуществил каскадер. А тот эпизод, где герой Рыбникова пролетает с колосниковой площадки мимо меня, выполнил он сам. Причем приземлился Коля не очень удачно — на какую-то железку, но, тем не менее, продолжал работать. Но я считаю, что наши с Николаем действия нельзя назвать отчаянными или безрассудными. Мы не отчаянные ребята, как тогда утверждали журналисты. Это наша профессия — не мы такие, а те люди, которых мы играли».
Да, это был настоящий актерский подвиг.
Но не все кадры на высоте снимали со строителями/актерами/каскадерами на доменной печи. Высотные сцены были сделаны непростым способом блуждающей маски. То есть: сначала актеров снимали в павильоне, потом запечатлевали фон (трубы, вид стройки, доменные печи, города), затем делали промежуточные изображения актеров на черном фоне, маски, контрмаски и фона. Потом эти съемки совмещались.
Такие комбинированные съемки в «Высоте» делал опытнейший оператор Борис Горбачев. Благодаря его умению кадры получились как настоящие. И вот теперь поди знай, на самом ли деле сварщица Катя Петрашень балансировала на тонкой доске над пропастью или же это совмещение…
Не зря в номинациях «Оскар» есть номинация за лучшие визуальные эффекты. Это еще раз доказывает, как важны комбинированные съемки в кино.
Стоит признать, что в США всегда старались задействовать самые последние технологии, для создания таких съемок. В СССР все же было одновременно проще и сложнее, что говорит о находчивости и таланте советского кинопроизводства, где создавали искусство в сложнейших условиях, а итог был не хуже, чем у других стран, а иногда в чем-то и превосходил их.
В советском кино комбинированные съемки использовали и в других картинах. Это был отличный выход, если выезд «на натуру» был невозможен. Зарубежные командировки выделялись со скрипом, так что такой вид съемок был очень даже рабочим вариантом.
Для своего времени фильм стал действительно прорывом. Не только символ «оттепели», но отличный образец качественной операторской и актерской работы в невероятно сложных условиях, в которых раньше сниматься никто не рисковал. Премии международных кинофестивалей в Москве и Карловых Варах были заслуженны.
Картина, конечно, верх сценарного искусства, однако съемки стройки доменной печи получились просто потрясающими. Верхолазы, сварщики, скалолазы и монтажники будто бы парят над опасной бездной.
412 просмотров