«Двенадцать стульев» — четырёхсерийный художественный телевизионный фильм 1976 года, снятый Марком Захаровым по одноимённому роману 1928 года Ильи Ильфа и Евгения Петрова.
Снимать новую версию «Двенадцати стульев» всего через пять лет после знаменитой экранизации Леонида Гайдая было само по себе рисковой затеей. Однако Марк Захаров не собирался вступать в противостояние или предлагать альтернативное прочтение – он просто хотел создать абсолютно другое кино, и его музыкальный фильм действительно получился совсем не похожим на гайдаевскую версию.
В отличие от Леонида Гайдая, который очень долго не мог определиться с исполнителями главных ролей, провел огромное количество проб и сменил несколько уже утвержденных «Остапов», Марк Захаров изначально знал, кого будет снимать в своем фильме: в роли Остапа Бендера он видел только Андрея Миронова, а в образе Кисы Воробьянинова – Анатолия Папанова. Интересно, что обоих актеров Леонид Гайдай пробовал именно на те самые роли и… забраковал!
По словам самого Марка Захарова таких актеров как Папанов и Миронов пробовать не надо — они просто были приглашены на роли и дали свое согласие. Кстати, оба актера успели поработать с Марком Захаровым на театральной сцене, поэтому режиссер прекрасно знал возможности каждого.
Так же без всяческих проб на роль знойной женщины мадам Грицацуевой была утверждена Лидия Федосеева-Шукшина.
Съемки актрисы совпали с большим горем в семье: ушел из жизни ее супруг Василий Шукшин, а когда началась работа над фильмом, умер и отец. На съемки самой веселой сцены — свадьбы мадам Грицацуевой и Остапа Бендера — актриса приехала сразу с похорон. Играла эпизод, а потом уходила в сторону и плакала. Именно поэтому она отказалась сама петь в кадре.
Исполнительница роли Эллочки-людоедки в экранизации Марка Захарова — Елена Шанина — перед пробами на роль за 65 дней похудела на 41 кг, а затем по просьбе Марка Захарова за три недели до съемок сбросила еще 10 кг. И к моменту съемок весила 50 кг.
Для Любови Полищук эта роль стала первой, но благодаря столь яркому дебюту на нее обратили внимание другие режиссеры и начали ее приглашать в свои проекты. Справедливости ради надо сказать, что до работы над фильмом Марк Анатольевич даже и не знал о существовании актрисы Полищук. Лишь после съемок Марк Захаров с большим удивлением узнал, что, оказывается, его картина была для Полищук кинематографическим дебютом. А ведь во время работы он, человек с опытом, этого даже не заметил. Напротив, молодая актриса выступала с Андреем Мироновым абсолютно на равных.
Существует слух, пущенный перед смертью актрисы, у которой были проблемы со спиной, что виной ее болезни стали как раз «Двенадцать стульев». Якобы именно после травмы, полученной на съемочной площадке, у нее начались проблемы с позвоночником, которые привели к ее преждевременной гибели. Сам Захаров, как и родные актрисы, отрицал эту версию, считая, что причиной болезни стала автокатастрофа, в которую актриса попала в 2000 г., но многие ее знакомые утверждали: она повредила позвоночник во время съемок нескольких дублей эпизода танго с Мироновым, где герой «ронял» ее на пол. Так, Варлен Стронгин вспоминал: «Люба мне рассказывала, что сцену, когда Андрей Миронов опускает руки и она падает на пол, снимали 14 дублей подряд. Режиссёр фильма Марк Захаров, правда, утверждал, что на полу лежали маты. Но всё равно это не могло не сказаться на её спине. Потом Люба попала в автокатастрофу, получила травму позвоночника».
Во время съемок режиссер настаивал, чтобы на заседании «Союза меча и орала» одним из участников был попугай. Попугая доставили вместе с дрессировщиком. Но пернатое ни в какую не желало ничего говорить, затем дрессировщик попытался добиться от своего подопечного хотя бы звуков смеха. Но упрямая птица не реагировала ни на что. решено было просто снять попугая, а озвучить после съемок. Но вместе с командой «Внимание, мотор», раздался оглушительный смех. Первым засмеялся попугай, за ним взорвалась хохотом практически и вся съемочная группа. «Видите, я же говорил, что это очень умная птица, — резюмировал дрессировщик. — Зря силы не расходует и работает, только заслышав сигнал режиссера!»
Главной песенной темой новой интерпретации Ильфа и Петрова стала прекрасно исполненная Андреем Мироновым песня Юлия Кима «Белеет мой парус такой одинокий». В первоначальных планах режиссера этой песни не было, ее предложил сам Юлий Ким. Вопреки всем ожиданиям песня стала настоящей находкой и до сих пор пользуется популярностью.
Для фильма Юлий Ким написал 5 песен, однако одна из них не прозвучала с экрана. Финальная должна была звучать перед появлением последнего стула (эпизод, когда Ипполит Матвеевич расправлялся с помощью бритвы со своим концессионером). За кадром звучало бы грустное танго. Но этот текст не утвердил режиссёр Марк Захаров.
Леонид Гайдай неодобрительно отзывался об этом фильме, называя его «уголовным преступлением» и противопоставляя ему свой фильм, снятый пятью годами ранее.
Между прочим, сам режиссер после премьеры публично посетовал, что своей картиной он не очень-то доволен: «Картина вышла затянутой, почти без натурных съемок, фанерные декорации, уйма закадрового текста – в общем, не бог весть что!» Тем не менее этот фильм, как хорошее вино, распробовали с годами.
И по сей день версии Леонида Гайдая и Марка Захарова считают конкурентами, но вот удивительно десять (!) актеров сыграли в обеих картинах пусть разные и небольшие роли.
1) Савелий Крамаров: в этом фильме он сыграл слесаря Полесова, а в фильме 1971 года — одноглазого шахматиста;
2) Георгий Вицин: Безенчук — монтёр Мечников;
3) Эдуард Бредун: родственник Альхена — Паша Эмильевич;
4) Юрий Медведев: председатель тиражной комиссии — театрал в ложе с критиком;
5) Павел Винник: официант в обоих фильмах;
6) Григорий Шпигель: редактор газеты — Альхен;
7) Анатолий Калабулин: шахматист — аукционист Василий;
8) Анатолий Обухов: Кирилл Яковлевич — шахматист;
9) Вячеслав Войнаровский: Олег Яковлевич — Никеша;
10) Владимир Ферапонтов: милиционер — актёр театра «Колумб».
468 просмотров