На главную

«Догнать Савранского — это утопия!»: как каскадёр Машков почти таранил трамвай

31-10-2021, 05:23

«Догнать Савранского — это утопия!»: как каскадёр Машков почти таранил трамвай

Костик в «Покровских воротах» называет своего друга исключительно по фамилии — Савранский. Этот герой похож на кентавра: он неотделим от своего мотоцикла. Его лицо спрятано под шлемом. Он не произносит ни слова. Загадка? Ещё какая!


Несмотря на «невидимость» и «неслышимость» Савранского, он выполняет в фильме ключевую функцию — увозит на своем «железном коне» Хоботова и Людочку прочь от надоевшей Маргариты Павловны и всех остальных, стремящихся помешать их счастью. И сам срывается с обрыва и мчится куда-то вдаль прямо по воздуху: то ли в космические дали, то ли в будущее… Этот дерзкий образ запомнился зрителям. Тем более, что было непонятно: кто играет Савранского?


В титрах, правда, была указана фамилия — «Л. Машков», но кто же мог догадаться, кому она принадлежит? Так долгие годы и приходилось всем гадать о личности лихого мотоциклиста. Сегодня мы откроем эту тайну и расскажем, почему «догнать Савранского — это утопия» и почему этот человек долго оставался засекреченным. кстати, и о Рите, прекрасной сотруднице загса, в роли которой выступила Валентина Воилкова, тоже долго ничего не было известно.


Любовь к моторам — с детства


Леонид Машков появился на свет в марте 1942 года. Его семья жила в старом доме неподалеку от столичного Проспекта Мира, на Мещанской улице. Тягу к технике мальчик обнаружил в себе еще школьником: он с удовольствием посещал фотокружок и кружок юных автомобилистов. Звук работающего мотора его завораживал, хотелось слушать его бесконечно. Уже студентом Института нефти Леонид все свое свободное время тратил на мотоциклы: они казались ему более рискованным и захватывающим транспортом, чем автомобили. Ходил в секцию мотокросса, но потом решил, что гонять на мотоцикле по льду еще лучше — и стал участвовать в ледовых гонках.


Привлекал его и мотобол — сейчас этот спорт почти забыт, а в Советском Союзе мотобол был довольно популярен. Машков занимал призовые места в чемпионатах, вскоре его пригласили стать тренером московской мотобольной команды.


«Догнать Савранского — это утопия!»: как каскадёр Машков почти таранил трамвай

Массовка в кино и театре


А еще Леонид заинтересовался кино. Сейчас уже трудно проследить, когда именно он впервые снялся в массовке — позвали друзья, подработать. Работа на съемочной площадке неожиданно понравилась парню. Он стал частым гостем в кино, и скоро участвовал уже не в массовках, а в более заметных эпизодах. Мало того — Леонид решил попробовать себя в качестве театрального актера, и некоторое время выходил на сцену Театра имени Моссовета. Конечно, роли ему доставались крошечные, но он был рад.


Как рисковый трюкач попал в «Покровские ворота»


И все же любовь к мотоциклам и автомобилям — «моторам» — победила. Свое призвание Леонид Машков нашел в качестве каскадера: снимался в самых опасных авто- и мототрюках. Ездил на огромной скорости, выполнял лихие виражи, даже «летал» по воздуху на железном коне. Всего он снялся в 90 фильмах, став незаменимым «трюкачом». Режиссеры, оценив его способности, иногда не ограничивались трюком, а поручали Машкову маленькую роль — «человека на мотоцикле». Ну, или в автомобиле. Так он попал в «Покровские ворота» и стал Савранским — получил роль без слов, но по-своему яркую и запоминающуюся. Поначалу его карточку отобрала ассистент режиссера, а потом с Леонидом побеседовал режиссер фильма, Михаил Козаков, и дал свое «добро» на съемки. А мы уже делились с читателями нашими соображениями по поводу главных героев фильма, предлагая проследить их судьбы в будущем.


«Мой друг Савранский»


Фанаты «Покровских ворот» утверждают, что Машков-Савранский появляется на экране в десяти сценах. Не так уж мало для эпизодической роли! Плюс о нем постоянно упоминает Костик: «Мой друг Савранский…». Везде он в шлеме, так что разглядеть лицо неуловимого Савранского невозможно, разве что волевой подбородок можно увидеть в одном из кадров. Интересно, что, когда снимали эпизоды в больничном парке, Машков неожиданно стал «гвоздем программы»: его узнали сотрудники больницы, в которой незадолго до того каскадеру делали операцию — у него был поврежден мениск. Так что теперь, узнав, что он снимается в кино, к нему подходили врачи и медсестры за автографом. Это было приятно.


Самые эффектные кадры вырезали


А вот необходимость вырезать из фильма финальную сцену его «полета» над Москвой-рекой на мотоцикле очень огорчила актера. Это были очень эффектные кадры, которыми Леонид Вячеславович гордился. Но по времени они выбивались из хронометража, и ими пришлось пожертвовать. Где еще можно увидеть Машкова не в промелькнувшем эпизоде, а в какой-то небольшой роли? Например, в фильмах «Кин-дза-дза», «Старые клячи», «Небеса обетованные»…


«Догнать Савранского — это утопия!»: как каскадёр Машков почти таранил трамвай


Как Машков чуть трамвай не протаранил


Кстати, Костик в исполнении Олега Меньшикова, произнося свою знаменитую фразу о том, как Савранский чуть не врезался в самосвал, «накликал» на Машкова похожую ситуацию: однажды на съемках каскадер на мотоцикле едва не протаранил трамвай. Его задачей было «прыгнуть» на железном коне перед самым трамваем, через рельсы. Первые несколько дублей не понравились режиссеру: не так эффектно, как хотелось бы. И он попросил прыгнуть максимально близко к приближающемуся трамваю.


Отчаянный Машков выполнил трюк на пределе своих возможностей, пролетев в миллиметрах от «морды» грохочущего транспорта. Риск был огромным: зацепи мотоцикл задними колесами трамвай, серьезной травмы было бы не избежать. Но, к счастью, все обошлось: мастер риска Машков умел просчитывать движение своего железного коня. Это был практически таран, вся съемочная группа чуть не потеряла сознание, наблюдая за невозможным «полетом». Пришлось даже закончить на этом съемочный день — никто уже не мог работать, все находились на грани нервного срыва.


К сожалению, на пленке уникальные кадры не сохранились — была какая-то ошибка в работе оператора. Недаром Костик говорил, что «догнать Савранского — это утопия». Такое в самом деле никто не смог бы повторить. В начале 2005 года Леонида Машкова не стало. Но еще не одно поколение будет восхищенно следить за его легендарным «полетом» в финале «Покровских ворот» и повторять фразу, ставшую крылатой: «Догнать Савранского — это утопия!».


источник



451 просмотров






Ещё интересные:

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.