Кто-то назовёт это необычное помещение мезонином, и будет не совсем неправ.
Помещение действительно напоминает мезонин. Но мезонин, это, скорее, полуэтаж под крышей (от греческого «mesos» — средний, находящийся между), полноценная комната под крышей.
Трёхскатная крыша со светёлкой.
А здесь – чердак с вынесенным вперёд фронтоном на трёхскатной кровле.
В крестьянском домостроении всё было до предела рационально. И вдруг такая, казалось бы, бесполезная, многодельная и нефункциональная вещь.
Для красоты? Выделиться? Показать, что я лучше других, богаче, успешнее? Ведь вычурный чердачок на крыше издалека видно.
Тут в светёлке даже шторки на окне есть.
Отчасти да. «Чердачки» украшали затейливой резьбой, балясинами, балкончиками, фигурными фронтонами.
Но было у строения и утилитарное применение.
И вообще, что это я чердачок, да чердачок. Ведь помещение это имеет своё название, хорошо известное всем нам с детства. Помните?
«Перед ней изба со светёлкой…»
То есть Пушкин не преминул подчеркнуть, что статус старухи резко повысился. Из землянки она переехала не просто в избу, а в избу «со светёлкой».
Когда-то эта светёлка была «очень даже ничего», но время и хозяева её не пощадили.
Вот это вот странное помещение непонятного назначения и называется светёлкой. А заодно из «Сказки» мы узнаём, что светёлки были у крестьян в ходу ещё в XVIII веке.
Светёлка над избой характерна для Средней и Северной России. Я, по крайней мере, на юге таких помещений не встречала.
Маленькие окна, да ещё спрятанные под внешними нависающими элементами декора, давали мало света. Светёлка была лишена этих недостатков. Этот дом без светёлки. Классическая изба, крытая тёсом, с сенями и клетью.
Светёлка устраивалась над той стеной дома, в которой располагался красный угол (напротив входа в избу), над тёплым зимним помещением и смотрела на улицу. Но, в отличие от избы, светёлка была сугубо летним помещением.
Попадали в светёлку по лестнице, ведущей на чердак из сеней.
В светёлке обязательно было устроено красное окно (красное не потому, что красной краской покрашенное, а потому, что с переплётом, красивое).
Окна в крестьянских избах делались маленькими из-за дороговизны стекла и экономии тепла в холодное время. Даже несмотря на электрическую подсветку (это, разумеется, музей) в доме темновато.
Окно – довольно большое по сравнению с остальными окнами избы. Это окно давало много света. В светёлке девушки занимались рукоделием, в ней сушили травы, спали или укладывали гостей. Это была полноценная комната.
Светёлку можно увидеть в фильме «Место встречи изменить нельзя». Именно в ней Шарапов беседует с Левченко перед выходом на «дело».
Кадр из фильма «Место встречи изменить нельзя». Бывший штрафник Левченко сторожит бывшего командира Шарапова в светёлке.
Можно подумать, что в светёлке летом стоит адская жара, но это не так. Ведь крыши, даже в зажиточных домах крыли тёсом в два слоя с проложенной под ним берестой, а не железом.
Светёлкой пользовались с весны и до осени. А ещё я заметила грустную вещь: дома, построенные после того, как в нашу деревню пришло электричество, лишились такого своеобразного архитектурного украшения. Видимо, за ненадобностью и сложностью устройства.
В нашем стареньком доме светёлка сохранилась частично. При замене кровли прежние хозяева ободрали внутреннюю обшивку, оголив стропил и обрешётку. От окна осталась только часть (остальное закрыли кровельным железом). Но даже несмотря на это света в помещении достаточно.
Относительно новые дома можно отличить по простой двускатной крыше со слуховым оконцем.
А жаль. Уходит красота деревянного зодчества, теряется. Вот и слово «светёлка» скоро останется только в «Сказке о золотой рыбке».
786 просмотров