55 лет назад на киноэкраны вышел неувядающий комедийный шедевр режиссёра Уильяма Уайлера с Одри Хепберн и Питером О’Тулом в главных ролях. Эта голливудская криминальная комедия стала одним из любимых западных фильмов в СССР.
1.«Как украсть миллион» – это веселая история одного блестящего ограбления, основанная на коротком рассказе «Восхождение Венеры» американского писателя Джорджа Брэдшоу, который писал для Vogue и Cosmopolitan и чьи произведения неоднократно экранизировали в Голливуде.
2.Сценарий «Как украсть миллион» стал одной из последних работ в кино сценариста, драматурга и писателя Гарри Керница. Он отлично разбирался в мире искусства и антиквариата и не раз описывал его в своих оригинальных произведениях. Он не только значительно расширил повествование рассказа Брэдшоу, но и добавил поток шуток и гэгов.
Именно поэтому фильм буквально разошелся на цитаты:
«Как любезно было со стороны Ван Гога подписываться только именем», «Ваш деловой напор измеряется милями?», «Отправляйтесь за решётку, а я отправлюсь спать», «Вы заметили? Нас уже второй раз сталкивает искусство», «Наши телефоны прослушиваются, поэтому поговорим на суахили» и т.д.
3.Съёмки фильма начались со сцен, когда герои Хепберн и О’Тула прячутся в музейном чулане, чтобы затем выкрасть «Венеру». По воспоминаниям Хепберн, съёмки проходили в весёлой и дружеской обстановке: «Наша развеселая компания только и делала что смеялась. Не понимаю, как мы успели при этом ещё и снять фильм?».
4.Позже Питер О’Тул вспоминал, как просил Уайлера сделать декорации каморки под лестницей (где сидят Саймон и Николь) поменьше, объясняя это тем, что «Одри такая щуплая, что в нормальных условиях слишком просторно, чтобы я мог к ней прижаться, мотивируя это нехваткой места».
5.Одри Хепберн носит идеальные костюмы от Юбера Живанши. Одри была его музой, а Юбер – ее любимым дизайнером: результаты их творческого союза можно увидеть в таких фильмах, как «Забавная мордашка», «Завтрак у Тиффани», «Шарада» и, конечно, «Как украсть миллион». Одри Хепберн в этих фильмах – эталон стиля и красоты, подчеркнутой украшениями от Cartier и очаровательной улыбкой. Наряд Одри Хепберн, в котором она едет по Парижу, был вершиной моды 1960-х годов, вплоть до солнцезащитных очков.
6. Отдельного упоминания стоит шутливая реплика О’Тула, о которой потом не раз вспоминала вся съёмочная группа. Надевая на Хепберн халат уборщицы музея, на вопрос «зачем?» О’Тул прямо в кадре усмехнулся и произнёс: «Живанши тоже нужен отдых».
7.Натурой для музея послужил художественный музей Карнавале, расположенный в 3-м округе Парижа.
8. Тем не менее режиссер Уайлер быстро понял, что снимать кино в настоящем музее, во-первых, неудобно (съемка могла вестись только в ночное время), а во-вторых, рискованно из-за опасности случайно повредить многомиллионный шедевр. В итоге декорации музея построили в студии. За 100000 долларов художник-постановщик Александр Траунер собрал коллекцию поддельных полотен великих художников, а ещё за 50000 долларов приобрел для них аутентичные старинные рамы.
Заодно была сделана статуэтка, вокруг которой разворачивается весь сыр-бор. Венере была придана внешность Одри Хепберн, чтобы Дермотт мог заподозрить, что это не работа Челлини. Так как имена художников остались неизвестными, французская пресса подозревала, что голливудцы привлекли настоящих мастеров подделки.
9.Интерьеры снимались на Булонской киностудии в пригороде Парижа. Уайлеру очень нравилось работать во Франции. Во-первых, в доме, который снимал режиссер, работал мужчина-повар, который готовил как настоящий шеф. Уайлер годами не мог забыть блюда, которыми его тогда потчевали. Во-вторых, если в США надо было приходить на студию спозаранок, то во Франции было принято снимать с полудня до половины восьмого вечера. Уайлер обожал такое расписание. Он говорил, что девять утра – это время для удобства осветителей, а не людей искусства, и настаивал, что французы открыли тайну плодотворной творческой работы.
10.Во время ночных съемок режиссер Уильям Уайлер попросил Питера О’Тула отвести Одри Хепберн, которая была одета только в тонкую ночную рубашку и пиджак, в его трейлер, чтобы она могла согреться. О’Тул дал ей немного бренди, чтобы помочь согреться, и к тому времени, когда ее хотели забрать, Хепберн, будучи менее привычной к алкоголю, чем О’Тул, была навеселе и разбила фары, когда ей пришлось вести машину.
11.Саймон Дермотт сказал таксисту отвезти Николь на улицу Парментье, 38, где находился особняк Бонне в Париже. Хотя особняка больше нет, небольшое здание слева от входа в дом сохранилось. На здании висит табличка с надписью Octroi de Neuilly. Главные ворота с номером 38 были перенесены вниз по улице Парментье с угла. То, что было особняком, теперь является жилым комплексом.
12.В споре на чердаке отец Николь говорит: «Ван Гог за всю жизнь продал только одну картину». Это действительно так.
13.Уолтер Маттау был первым выбором на роль жениха героини Хепберн, но он запросил 200 000 долларов, поэтому выбрали менее дорогого Джорджа К. Скотта. Однако в первый съемочный день он появился только после обеда пьяным, и режиссер Уильям Уайлер принял решение уволить его. Ему и так было трудно справляться с двумя сильно пьющими актерами, Питером О’Тулом и Хью Гриффитом, а перспектива появления третьего была просто непомерной. В итоге роль досталась Иллаю Уоллаху — злодею из «Великолепной семерки».
14.Хью Гриффит, исполнивший роль Шарля Боннэ, отца Николь и любителя подделывать Ван Гога и Челлини, играл практически на грани гротеска, чему способствовали густые брови, торчащие усы и страшные округлённые глаза вкупе с утрированной манерой ужасаться или восторгаться, что делало персонаж Гриффита невозможно смешным. Но, да, — Гриффит любил выпить и странно себя вел за пределами студии. Например, разгуливал голым по гостинице, прикрывая интимное место табличкой «Не беспокоить» с зачеркнутым НЕ. Гриффита, однако, заменять не пришлось – он снялся во всех своих сценах.
15.Неоднократно номинированный на «Оскар» французский и голливудский актер Шарль Бойе сыграл торговца антиквариатом, который нанимает Дермотта для расследования проделок Бонне, а бельгийский актер Фернан Гравей изобразил месье Граммона, который отвечает за экспонирование статуэтки в музее. Наконец, смешного музейного охранника с пышными усами сыграл французский комик и музыкант греческого происхождения Франсуа-Александр Галепидес, известный публике как Мусташ («Усач»).
16.Портрет, на который Дермотт указывает Николь как на «превосходного Рембрандта» — это «Портрет Якоба Трипа», написанный примерно в 1661 году.
17. Автомобиль Николь — Autobianchi Bianchina Special Cabriolet (по сути, Fiat ‘Sport’ 500). Автомобиль Дермотта — Ягуар E-типа.
18. «Как украсть миллион» вышел на киноэкраны США 13 июля 1966 года. Фильм не провалился в прокате, но был прохладно встречен критикой и зрителями, поскольку в Голливуде начиналась эпоха содержательного «нового кино», а на этом фоне картина выглядела старомодной.
19. В советском прокате фильм вышел в 1975 году и произвел фурор, собрав 24,6 млн зрителей при тираже в 1185 копий. Одри Хепберн великолепно дублировала Надежда Румянцева. Также над дубляжом работали Зиновий Гердт и Георгий Вицин.
20.Во время показа картины в СССР все киноафиши Караганды Казахской ССР были разрисованы — к названию фильма «Как украсть миллион» добавили «Спросите в ЦК КПСС». Это было связано с расследованием дела Меховой мафии СССР.
838 просмотров