«Никто не делает это лучше», — пела Карли Саймон во время вступительных титров фильма «Шпион, который меня любил».
Действительно, можно утверждать, что приключение 007, вышедшее на экраны США 13 июля 1977 года, было лучшим из фильмов о Джеймсе Бонде покойного Роджера Мура, лучшим вступлением к фильму (знаменитая погоня на лыжах), с участием одного из лучших автомобилей (Lotus Esprit, который превращается в подводную лодку), харизматичным злодеем (Ричард Киль — Челюсти) и еще лучшей девушкой Бонда — агентом XXX Барбары Бах, также известной как Аня Амасова, которая является таким же опытным, умным и смертоносным шпионом, как и 007.
Как бы ни был любим фильм, вы можете многого не знать о его закулисных интригах. Вот секретное досье на «Шпиона, который меня любил».
Фильм не имеет почти ничего общего с романом Яна Флеминга, поскольку в контракте автора было оговорено, что ничего из сюжета книги не может быть использовано. Повествование в этой книге Флеминга ведется от лица женщины-шпиона; Джеймс Бонд появляется только через две трети романа. Флеминг не был доволен тем, что получилось, и когда он продал права на экранизацию компании Eon, продюсеру других фильмов франшизы «007», он разрешил использовать только название. Тем не менее, персонажи злодеев Челюсти и Сандора в значительной степени вдохновлены аналогичными персонажами романа.
Как выяснилось, компания Eon также не имела законных оснований использовать того злодея, которого хотела. Кевин МакКлори, владевший правами на «Шаровую молнию» (единственный роман Флеминга о 007, который сначала был экранизирован, а потом напечатан), лицензировал эти права компании Eon на 10 лет, начиная с производства этого приключения Бонда в 1965 году. Теперь эти права истекли, и когда МакКлори узнал, что идея сценария Eon «Шпион, который меня любил» включает Блофельда и SPECTRE (оба упоминаются в «Шаровой молнии»), он подал судебный иск, поскольку пытался разработать свою собственную серию фильмов о Бонде. (В конце концов, его перезагрузка «Thunderball» превратилась в «Never Say Never Again» и вернула Шона Коннери в последний раз в роли 007). Поэтому Eon вернулась к истокам и придумала Стромберга, похожего на Блофельда, чей план по развязыванию ядерной войны между Советами и Западом повторяет сюжет фильма о Бонде 1967 года «Живешь только дважды».
Частый сценарист и доктор сценариев 007 Том Манкевич утверждал в своих мемуарах, что культовая французская звезда Катрин Денев была заинтересована в главной роли в фильме, но ее цена на тот момент составляла 400 000 долларов. Манкевич сказал, что она предложила снизить гонорар до $250 000, но продюсеры не хотели тратить более $80 000.
Барбара Бах получила главную роль всего за четыре дня до начала съемок. Она думала, что проходит пробы на другую, меньшую роль. Согласно People, Мур был разочарован; он надеялся на Бриджит Бардо.
Бах, похоже, также не была впечатлена своим исполнителем главной роли, описав Джеймса Бонда в интервью People как «шовинистическую свинью, которая использует девушек для защиты от пуль».
В 1976 году Стэнли Кубрик, по просьбе дизайнера Кена Адама (с которым он работал над фильмом «Барри Линдон»), посетил съёмочную площадку фильма про агента 007 «Шпион, который меня любил». Придя на студию Пайнвуд он дал несколько советов Адаму и тот попросил его помочь в съёмках. Кубрик согласился но при условии, что никто не узнает о его участии в съёмках. Этот факт стал известен лишь после смерти режиссера.
Во время съёмок в Каире и Гизе на съёмочной площадке постоянно присутствовал представитель правительства Египта – он следил за тем, чтобы его страну в фильме показывали только в хорошем свете. Именно поэтому в сцене, когда на наёмного убийцу по прозвищу «Челюсти» обрушиваются строительные леса, а Джеймс Бонд произносит фразу «Ох уж мне эти египетские строители!», эти слова Роджер Мур (1927-2017) только проартикулировал, а произнёс уже впоследствии, когда египтянина рядом не было, и их вставили в кадр. По иронии судьбы, эта фраза неизменно вызывала у египетских зрителей смех.
Ко времени создания этого фильма «бондиана» уже была известной и весьма популярной франшизой, так что многие производители были не прочь увидеть в ней свои продукты. За право предоставить автомобиль Джеймса Бонда развернулась самая настоящая война. Дон Маклафлин, PR-менеджер фирмы Lotus Cars, пришёл к мысли, что проще всего будет заставить самих продюсеров гоняться за ним, чем уговаривать их обратить внимание на автомобили его фирмы. Однажды он приехал на студию Pinewood Studios на автомобиле Lotus Esprit, ещё не выпущенном на рынок, с закрытыми названиями марки и модели, и припарковал машину возле съёмочной площадки фильма «Шпион, который меня любил», зная, что скоро там будет перерыв на обед, и машину точно увидят и обратят на неё внимание. И действительно, у машины тут же собралась толпа. Маклафлин сделал какие-то свои дела, после чего сел в машину и уехал, не отвечая на вопросы об автомобиле. Как он и рассчитывал, авторы фильма вскоре вышли с вопросами непосредственно на него, а машину выбрали для съёмок.
В фильме использовалось шесть версий Lotus Esprit S1, каждая из которых показывала якобы амфибийный автомобиль на разных стадиях его трансформации. Только одна из них действительно работала под водой. Его прозвали «Мокрая Нелли» — отсылка к автожиру Бонда «Маленькая Нелли», использовавшемуся в фильме «Живешь только дважды». Это была мини-подлодка стоимостью 100 000 долларов в корпусе Esprit. В некоторых сценах также использовались миниатюры, в которых пузырьки воздуха генерировались таблетками «Алка-Зельтцер».
В 2013 году «Мокрая Нелли» была продана на аукционе за $989 000 генеральному директору компании Tesla Элону Маску, который пообещал превратить ее в транспортное средство, которое действительно будет превращаться из автомобиля в подводную лодку и обратно, как это было у 007.
Джеффри Кин и Уолтер Готелл дебютировали в фильмах о Бонде, сыграв соответственно министра обороны Великобритании Фредерика Грея и шефа КГБ генерала Гоголя. Каждый из них повторил свою роль в следующих пяти сиквелах.
Художник-постановщик Кен Адам построил огромную временную декорацию на английской студии Pinewood Studios для вулканического логова Блофельда в фильме «Живешь только дважды». На этот раз он построил там еще большую сцену, постоянную, чтобы разместить интерьер супертанкера Стромберга, глотающего подводные лодки. Сцена 007 занимала площадь 45 000 квадратных футов и содержала 300-футовый резервуар для воды, вмещавший 1,2 миллиона галлонов. Строительство декорации обошлось в 1,8 миллиона долларов.
Во время съемок в Египте у съемочной группы ненадолго закончилась еда. Поэтому продюсеру франшизы Альберту «Кабби» Брокколи пришлось готовить ужин из спагетти для 100 членов съемочной группы и актеров.
Страшные металлические зубы, которые носил Челюсти, на самом деле были сделаны из акрила. Хотя дантист отлил их по форме зубов Киля, Киль рассказал Guardian, что носить их было так больно, что он мог держать их во рту только минуту или две, прежде чем начинал рвать.
Из-за спора с британскими налоговыми органами давний композитор «007» Джон Бэрри не смог работать над фильмом, поэтому обязанности по созданию музыки достались лауреату премии EGOT Марвину Хамлишу.
В соавторстве с автором текста Кэрол Байер Сагер Хамлиш написал тематическую песню «Nobody Does It Better» — первую тему Бонда, не названную в честь фильма (хотя в тексте песни есть фраза «the spy who loved me»). Песня в исполнении Карли Саймон достигла № 2 в Billboard Hot 100 и оставалась в чарте почти три месяца, став ее самым долгоиграющим хитом.
Киль в роли Челюстей сразу же стал любимцем фанатов. Изначально предполагалось, что он погибнет в аквариуме с акулами Стромберга, но зрители не одобрили его кандидатуру, и фильм пересняли, оставив его в живых. Это, пожалуй, единственный злодей, который появлялся более чем в одном фильме 007, а в «Лунном гонщике» у него даже появилась своя героиня и любовный интерес. Мы почти увидели, как он женится на Долли в фильме «Только для твоих глаз», но создатели фильма решили, что франшиза стала слишком карикатурной, немного убавили обороты и не допустили третьего появления Челюстей.
Съемки «Шпиона» обошлись в 14 миллионов долларов, что все еще является огромной суммой для фильма 1977 года. Он вернул 185 миллионов долларов по всему миру.
Академия номинировала фильм на три «Оскара». Две номинации достались Хамлишу — за партитуру и за лучшую оригинальную песню. Третья — за работу художника-постановщика, что стало третьей номинацией в карьере Адама и единственной — за фильм о Бонде.
Заключительные титры обещали, что Бонд вернется в фильме «Только для ваших глаз», но успех таких научно-фантастических фильмов 1977 года, как «Звездные войны» и «Близкие встречи третьего рода», вдохновил компанию Eon снять вместо этого космическое приключение «Лунный гонщик».
698 просмотров