60 лет назад был впервые опубликован знаменитый роман польского писателя-фантаста Станислава Лема «Солярис», самой знаменитой киноверсией которого стала экранизация 1972 года режиссера Андрея Тарковского. На космическую станцию, сотрудники которой давно и тщетно пытаются сладить с загадкой планеты Солярис, покрытой Океаном, прибывает новый обитатель, психолог Крис Кельвин, чтобы разобраться в странных сообщениях, поступающих со станции, и «закрыть» ее вместе со всей бесплодной «соляристикой». Поначалу ему кажется, что немногие уцелевшие на станции ученые сошли с ума. Потом он и сам становится жертвой жуткого наваждения: ему является его бывшая возлюбленная Хари, некогда на земле покончившая с собой.
Что послужило причиной конфликта Лема и Тарковского? Знаете ли вы, что фильм Тарковского не был первой экранизацией «Соляриса» в СССР? Об этом и многом другом рассказывают наши 20 кинофактов:
1.Это был самый популярный фильм Андрея Тарковского за пределами Советского Союза. Однако сам Тарковский, как сообщается, считает его наименее любимым фильмом, который он снял.
2.Впервые роман Лема был экранизирован за четыре года до выхода фильма Тарковского. В 1968 году Борисом Ниренбургом был поставлен двухсерийный телеспектакль «Солярис» с участием Василия Ланового (Кельвин) и Владимира Этуша (Снаут).
3.В 2002 году Стивен Содерберг снял свою киноверсию романа, главную роль в которой исполнил Джордж Клуни.
4.Замысел возник у Тарковского в 1968 году, когда работа над «Андреем Рублевым» была завершена, а в Госкино тянули с разрешением на постановку следующего фильме — «Зеркало». Тогда Тарковский подал заявку на постановку «Соляриса», и чиновники решили, что научная фантастика будет безопаснее в идеологическом плане, а также решили позиционировать картину как своеобразный ответ на космический эпос Стэнли Кубрика «2001: Космическая Одиссея».
5.«Мосфильм» поставил условие — пригласить авторитетного консультанта. Им стал знаменитый тогда астроном и астрофизик, автор нескольких работ по вопросам существования инопланетных цивилизаций Иосиф Шкловский. Ему отправили сценарий, а через несколько дней он прислал отзыв, мол, со стороны науки претензий нет. После этого на киностудии сценарий уже не правили.
6.Исполнителей главных ролей режиссёр подбирал под описание героев в романе. На главную роль пригласили Донатаса Баниониса — он уже читал «Солярис» и с радостью согласился на работу с Тарковским. Потом признавался, что сниматься у него было интересно, но непросто — режиссёр был несколько странным и очень вспыльчивым человеком.
7.На другие роли были утверждены Юри Ярвет, Владислав Дворжецкий и любимые режиссёром Николай Гринько и Анатолий Солоницын.
8.Дольше всего искали актрису на роль Хари. Среди претенденток были Анастасия Вертинская, Алла Демидова, Наталья Бондарчук и шведка Биби Андерссон, с которой, правда, так и не удалось договориться. После повторных проб роль получила двадцатилетняя Бондарчук — режиссёр увидел её в драме «Ты и я» и решил дать еще один шанс.
9.На съёмочной площадке между Андрем Тарковским и Натальей Бондарчук разгорелся роман, хотя оба были несвободны. Девушка настолько потеряла голову, что даже пыталась свести счёты с жизнью, но режиссёр так и не ушёл от жены. Для Бондарчук история закончилась разводом с мужем, разрывом болезненных отношений с Тарковским и новым браком с актёром Николаем Бурляевым.
10.Тарковский сразу отказался и от настоящих костюмов космонавтов, и от любых фантазийных вариантов. Вместе с художником они решили использовать лишь детали от настоящих скафандров, а в космические интерьеры добавили предметы из обычного быта.
11.Николай Гринько рассказывал, что когда режиссёру не понравился слишком новый вид его куртки — он обрезал рукава, кинул её в пыль, потоптался, прожёг в нескольких местах сигаретой и только после этого разрешил актёру в ней сниматься.
12.Съёмки фильма проходили в Москве, Крыму, Звенигороде и в Токио, причем, туда поехали только для того, чтобы снять многоэтажную скоростную автостраду — в 70-х сложно было придумать более футуристическое зрелище. Сюто — сеть скоростных платных автодорог в Большом Токио, была построена к Олимпиаде 1964 года и из-за плотной застройки большая её часть пролегала как под городом, так и над городом.
13.Натурные сцены «дома у реки», в котором жил Кельвин, снимались недалеко от Саввино-Сторожевского монастыря в Звенигороде. Место было выбрано не случайно: как рассказывают современники режиссёра, именно в Звенигороде мать Тарковского когда-то снимала дачу на лето для своих детей. Декорации к фильму готовили около года, для большей таинственности даже облицевали жестью мост рядом с домом героя. Съёмочная группа проживала в монастыре.
14.В комнате Криса Кельвина можно увидеть икону, написанную Андреем Рублевым, русским художником, который вдохновил Тарковского «Андрей Рублёв» (1966).
15.Картина на сцене библиотеки — «Охотники на снегу» (1565), написанная фламандским художником Питером Брейгелем Старшим (ок. 1525–69). Написана маслом по дереву в 1565 году. Является частью цикла из шести картин, изображавших времена года. Сейчас она находится в Художественно-историческом музее в Вене.
16.Когда Кельвин воссоединяется со своим отцом в конце фильма и падает у его ног, они принимают позу отца и сына в фильме Рембрандта «Блудный сын».
17.Хотя «Солярис» в основном не занимается технологиями реального мира, и мало на что ссылается, он правильно предсказывает два устройства, которые фактически стали обычным явлением: домашняя видеозапись и широкоэкранные плоские телевизоры.
18.Все космические интерьеры были выстроены в павильонах «Мосфильма» — с декорациями съёмочной группе помогал Всесоюзный институт лёгких сплавов. На студии выстроили библиотеку, стартовую площадку, космическую станцию и зеркальную комнату, которая в результате в фильм не вошла. Сцена в невесомости снималась при помощи двух операторских кранов, на одном из которых был закреплён киносъёмочный аппарат, а на другом располагались актёры.
19.Музыку к фильму написал композитор Эдуард Артемьев — режиссёр знал, что тот экспериментирует с электроникой. Тарковский дал ему послушать хоральную прелюдию Баха и сказал, что хочет её в космическом звучании. Опыт сотрудничества с композитором Артемьевым оказался настолько удачным, что впоследствии режиссер и композитор вместе трудились над «Зеркалом» и «Сталкером»
20.В советском прокате фильм получил высшую прокатную категорию и окупился на 90% — это был максимальный коммерческий успех для Тарковского. На фильм было продано 10 млн. билетов
840 просмотров