Действие разворачивается на берегу Волги в вымышленном провинциальном городке Бряхимове в 1877—1878 годах. Харита Игнатьевна Огудалова — дворянка хорошей и уважаемой фамилии, вдова с тремя взрослыми дочерьми, обеднела после смерти мужа, но делает всё, чтобы устроить жизнь дочерей и выдать их замуж за достаточно богатых и знатных женихов. Единственная «непристроенная» дочь Хариты — самая младшая — Лариса Дмитриевна Огудалова, к которой неравнодушны сразу несколько состоятельных господ, среди которых Сергей Сергеевич Паратов — красивый, обаятельный, франтоватый, легкомысленный и богатый барин. Экранизация пьесы Островского “Бесприданница”, в которой Эльдар Рязанов собрал блистательный актерский ансамбль. Но немногие знают, что картина получила разгромную критику после выхода, а Андрею Мягкову съемки и вовсе могли стоить жизни.
Прочесть «Бесприданницу» Эльдара Александровича надоумила супруга. И вот что рассказал сам режиссер о своих впечатлениях: «Я прочитал. Словно в первый раз. И понял: буду снимать». Это было спасением от творческого простоя, потому что съемки остросоциального фильма «Дорогая Елна Сергеевна» были заморожены.
Фильм снимался в шикарных местах на Волге, в Ярославле, Костроме и Костромской области. В начальных титрах зритель видит Волжскую набережную в Ярославле.
Оператором фильма стал Вадим Алисов, мать которого, Нина Алисова, играла Ларису Огудалову в «Бесприданнице» 1936 года. Рязанов даже звонил Нине Ульяновне, чтобы получить у нее благословение на съемки.
Великолепные романсы, звучащие в фильме, Рязанов отыскал, когда перечитывал стихи своих любимых поэтесс — Цветаевой и Ахмадулиной. Оригинальные романсы, которые пелись в самом произведении Островского и фильме «Бесприданница» 1936 года, показались режиссеру архаичными.
Романс «Мохнатый шмель» в исполнении Никиты Михалкова написал Киплинг, это перевод в стихах его поэтического произведения «Цыганская тропа». Эльдар Рязанов сам замечательно писал стихи, и написал песни ко многим фильмам. Жестокий романс не стал исключением и романс «Я словно бабочка к огню…» принадлежит его перу.
Романсы в фильме исполняла не Гузеева, а Валентина Пономарева — джазовая певица, которую режиссер долго уговаривал поработать с ним. Пономарева все-таки согласилась и пела даже несмотря на высокую температуру. Однако позже Рязанов и певица долгое время были в ссоре, потому что исполнительницу не указали в титрах картины (в ту пору это считалось необязательным), и зрители думали, что поет сама Гузеева.
В роли Паратова Рязанов видел только Михалкова. Но тот не давал окончательного ответа, потому что сам собирался в это время снимать свои «Очи черные». Однако что-то не срослось со съемками в Италии, и Никита Михалков согласился сниматься. Если бы Михалков отказался от участия в фильме «Жестокий романс», мы бы увидели в роли Паратова Сергея Шакурова.
А вот главную героиню режиссер искал долго. Среди малоизвестных актрис он нашел актрису с тем же именем, что и у героини, Лариса, и решил: это судьба. Лариса пришла на пробы в джинсах и майке с надписью, ужасно окала и ругалась как сапожник, совсем не знала как работать на камеру и не представляла, как играть отчаянно несчастную любовь. Рязанов говорил о ней так: «Поначалу ее профессиональное невежество было поистине безгранично, но когда снимались последние эпизоды, работать с ней стало значительно легче».
Андрей Мягков чуть не погиб во время съемок одной из финальных сцен, он слишком близко подплыл к колёсному буксиру “Самара”, лодка взлетела на воздух и разлетелась в щепки, а актера затянуло в воронку. По словам Андрея Мягкова, в этот момент он думал о жене и о том, что в его смерти несправедливо обвинят съемочную группу. К счастью, актер остался цел, хоть и дрожал от холода – вода в Волге на тот момент была не выше восьми-десяти градусов. По словам режиссера, Андрей Васильевич считал, что его спас Бог. Перед съемками он «около двух часов гулял по Ипатьевскому монастырю, заходил в собор и мыслями находился наедине с Господом».
Едва не пострадал на съемках и Никита Михалков. В сцене спора с героем Панкратова-Черного, он ставит себе стакан на голову и предлагает своему оппоненту выстрелить в него. Разумеется, настоящего выстрела не происходит – пиротехники должны были взорвать стакан, как только раздавался выстрел. Панкратов-Черный стреляет, стакан на голове Михалкова, как и положено, разрывается на мелкие кусочки, а сам актер пошатывается и хватается за голову. Дело в том, что пиротехники забыли положить прокладку в шляпу Михалкова, и взрыв произошел прямо на голове актера. То, что это могло закончится плачевно, было очевидно всем. Нерадивого пиротехника Рязанов потом уволил, но сцена получилась эффектная и вошла в картину.
Никита Михалков был душой компании. Играя разгульного барина Паратова, живущего на широкую ногу, он так вошел в образ, что после съемок закатывал шикарные банкеты. Однажды местным жителям пришлось вызвать милицию, чтобы утихомирить гуляющих. Но вместо этого, увидев легендарных актеров Алису Фрейндлих, Георгия Буркова, Никиту Михалкова, Андрея Мягкова и других, милиционеры сами кутили до утра с командой фильма.
Когда всей съемочной группе задержали зарплату и стало не хватать денег на еду, Никита Михалков, у которого была охотничья лицензия, добыл медведя в лесу и кормил всю съемочную группу медвежатиной целую неделю.
После выхода фильма на экраны, на Рязанова сошла лавина критики. Его обвиняли в том, что он испортил классическое произведение, что фильм пошлый, а актеры глумятся над классикой. Одного из самых ярых критиков звали Евгений Данилович Сурков. Остроумный Рязанов решил ему элегантно отомстить. В следующем фильме «Забытая мелодия для флейты» самую неприятную героиню он именовал Евгения Даниловна Сурова.
Несмотря на в целом негативную оценку от людей, причастных к миру кино, фильм посмотрело 22 млн человек и его признали лучшим фильмом года по версии журнала «Советский экран». А на международном кинофестивале в Дели он и вовсе взял главный приз.
В 1984 году «Жестокий романс» стал лучшим фильмом года по результатам опроса журнала «Советский экран», лучшим исполнителем мужской роли был назван Никита Михалков, лучшим оператором – Вадим Алисов, лучшим композитором – Андрей Петров.
698 просмотров