Катя Тихомирова из фильма «Москва слезам не верит» воплотила в жизнь мечту миллионов граждан СССР. Она прошла путь от лимитчицы, работающей на заводе и живущей в общежитии, до директора фабрики и владелицы собственной квартиры. Давайте рассмотрим, как выглядел быт успешного советского человека на примере героини Веры Алентовой.
«По-моему, прекрасная квартира»
К/ф Москва слезам не верит
Двухкомнатная «хрущевка» в новом доме из желтого кирпича кажется маленькой, но дело происходило в конце 70-х: половина страны ютилась в общежитиях и коммуналках. Собственное жилье для граждан было настоящей роскошью. Кстати, сцены с Катиной квартирой снимали в доме на Мосфильмовской улице — когда-то они назывались генеральскими и сохранились до наших дней.
«Заходи, не стесняйся!»
К/ф Москва слезам не верит
Квартира Кати начинается с небольшого коридора. Прихожая оклеена обоями с геометрическим рисунком, на полу — синяя дорожка, с одной стороны от входной двери стоит стандартная вешалка, с другой — небольшой диванчик. Его можно назвать единственным необычным предметом в интерьере прихожей — гнутые ножки и спинка мало напоминают типовую мебель эпохи СССР.
«Отнеси-ка все в холодильник»
К/ф Москва слезам не верит
Пройдя по коридору направо, мы попадаем в кухню. Помещение тесно и маленькое, но оформлено неплохо, в светлых бело-розовых тонах, из-за чего пространство кажется больше. Удивительный ход, ведь в советские времена о правилах оформления маленьких кухонь еще не знали.
Симпатично выглядят розовые занавески с белыми рюшами. Купить такие в магазинах было сложно — хозяйкам предлагались обычные куски ткани без каких-либо изысков. Такие шторы можно было сшить самостоятельно или на заказ: выкройки брали из журналов «Работница», а позже из легендарного журнала о моде Burda Moden.
Еще одна интересная вещь — переносной телевизор. В конце 70-х такая техника перестала быть диковинкой, но в двойном экземпляре они присутствовали только у действительно успешных людей. А в квартире Кати два телевизора — второй можно увидеть в гостиной.
К/ф Москва слезам не верит
Большую часть пространства занимает белый пластиковый гарнитур. Его узнает каждый, кто успел пожить при Советском союзе хотя бы немного. Симпатичная, но достаточно дефицитная и не совсем практичная мебель — на поверхностях быстро появлялись сколы и пятна. Плита и холодильник из тех предметов, которые можно было достать в магазинах. Работала техника неплохо, иногда по 20–30 лет, но и у нее были недостатки. Холодильник приходилось время от времени размораживать, а блюда в духовке часто подгорали.
«А чего это вы в темноте сидите?»
К/ф Москва слезам не верит
Самая большая комната в квартире выполняет две функции — гостиная и спальня хозяйки. Оформление можно назвать типичным для женщины, которая занята работой и общественной деятельностью. Занавески неплохо гармонируют с обоями в полоску и абажуром торшера, но ковер выглядит чужим. Статус Кати Тихомировой подчеркивает стенка югославского производства — за такой мебелью стояли в очередях.
В шкафчиках стоит обязательная хрустальная посуда и книги, которые тоже относились к символам престижа. Литература была особой историей. В книжных магазинах можно было купить преимущественно книги об истории партии и ее бесконечных съездов, а за художественными изданиями открывали настоящую охоту. Книги приобретали у спекулянтов или получали по подписке, дарили и меняли, а редкие счастливцы привозили их из-за границы.
К/ф Москва слезам не верит
Довольно обширную библиотеку Кати показывают один раз, поэтому судить о ее литературных вкусах сложно, но на третьей полке в самом начале стоят несколько томиков в синих переплетах с черными надписями — собрание сочинений Чехова. Рядом с книжными полками — репродукция картины Врубеля «Демон сидящий».
К/ф Москва слезам не верит
Комната кажется большой, но полноценную кровать в ней поставить нельзя, поэтому хозяйка спит на раскладном диване с обивкой горчичного цвета. Диван практически не занимает места в сложенном виде, но его приходится складывать и раскладывать ежедневно, а иногда и не один раз. Фурнитура и шарниры диванов после длительного использования выходили из строя и заедали, особенно в спешке, как это делает Катя в одном из эпизодов. Дополнение к дивану — два мягких кресла с такой же горчичной обивкой.
«Сашка, вставай!»
К/ф Москва слезам не верит
Комнату Александры показывают всего несколько минут, поэтому судить об интерьере сложно. Помещение явно гораздо меньше гостиной, с простой обстановкой: письменный стол, узкая кровать, рядом с которой угадывается платяной шкаф, полка для книг. На окнах висят занавески с орнаментом, на потолке — люстра с бахромой.
Саша часто слушает музыку на бобинном магнитофоне, но он кажется раритетом даже для тех времен. В 70-е годы можно было обзавестись кассетником, но девушка предпочитает устаревшую технику, хотя наушники у нее вполне на уровне.
Если сравнить интерьер квартире Кати Тихомировой и жилье современного директора фабрики, разница будет кардинальной. Но такой уж была советская эпоха — даже те, кого хорошо «продвинули по профсоюзной линии», брали то, что дают, а на первое место ставили не вещи, а совсем другие ценности.
911 просмотров