«Все общества в истории человечества в какой-то момент погибли. Почему, собственно говоря, такой судьбы должна избежать наша цивилизация?», — задается вопросом немецкое издание Süddeutsche Zeitung. Перевод — InoPressa.
«Общества — это хрупкие человеческие структуры, которые могут потерпеть крах», — говорит Ричард Блэнтон, почетный профессор антропологии Университета Пердью и главный автор нового исследования, опубликованного международной командой ученых в научном журнале Frontiers in Political Science».
«Обернувшись назад, можно найти много историй. Некоторые цивилизации рухнули с треском, другие зачахли. Однако этнологи, эксперты по теории систем, истории и социологи выявили шаблоны, повторяющиеся тысячелетиями. В то же время существуют различные объяснения и причины краха цивилизаций: природные катастрофы, истощение ресурсов, растущее неравенство, нехватка социальной сплоченности и чрезмерно сложные общественные системы. К краху системы может побудить и «моральная несостоятельность высшего руководства», пишут в Frontiers in Political Science авторы нового исследования, изучившие 30 досовременных обществ».
«В большинстве цивилизаций существовал своего рода общественный договор, в письменной или неписанной форме», — говорит Гари Фейнман, куратор направлений археологии и этнологии Филдовского музея естественной истории в Чикаго и соавтор исследования. «Если лидер нарушает общие принципы и идет против основных ценностей общества, люди теряют доверие к власти», — говорит Фейнман. Также и в досовременных обществах, для которых в сущности было характерно «хорошее управление», это неоднократно приводило к политической поляризации и оппозиционным движениям. В частности, уменьшалась готовность платить налоги. Это в свою очередь подрывало бюджетное здоровье общества, так что системы оказывались в шатком положении», — передает издание.
«Исследователи также пришли к еще одному основополагающему выводу: «Государства с хорошим управлением приходят в упадок более радикально и тяжело, чем автократические системы», — говорит Фейнман. Это вызвано более сильной взаимной зависимостью государственных организационных форм и инфраструктуры. Их разрушение наносит сильный удар по населению. Если же исчезает автократ, зачастую его лишь сменяет новый», — говорится в статье.
Одна лишь катастрофа — будь то массовые беспорядки, пандемии или климатические кризисы — чаще всего не приводит к краху, считает историк Джозеф Тейнтер, изучавший гибель цивилизаций майя, каньона Чако и падение Западной Римской империи. «Общества развивают комплексность, чтобы противостоять именно этим вызовам», — аргументировал он в разговоре с изданием The New York Times.
«Сегодня в таких университетах, как Кембридж и Принстон, существуют центры изучения глобальных системных рисков, — отмечает Süddeutsche Zeitung. — Ведь растущая комплексность современных обществ и международной системы может сама стать риском безопасности, предостерегают эксперты по теории систем, историки и экономисты. Также и Тейнтер признает, что с определенного масштаба тенденция ко все большей комплексности может повлечь за собой риски».
«Слабое место современных обществ заключается в том, что их функциональные системы все более тесно переплетаются друг с другом, в результате чего неполадки в одном месте могут быстро перейти на другие сферы, что делает кризисы все более непредсказуемыми. Это касается как мировых финансовых систем, так и распространения вирусов или опоясывающих Землю цепей поставок».
«Локальные проблемы быстро превращаются в глобальные катастрофы. Возникновению зависимых отношений на земном шаре способствует и интернет. (…)Поэтому исследователи катастроф уже давно выступают за то, чтобы жизненно важные товары, например, продукты питания, производились локально, а энергия вырабатывалась децентрализованно».
Американский исследователь Джаред Даймонд в своей книге «Коллапс» сравнивает современный мир с островом Пасхи. «Благодаря глобализации, международной торговле, авиасообщению и интернету, все государства Земли делят сегодня между собой ограниченные ресурсы. «Остров Пасхи был изолирован в Тихом океане так же, как Земля в космическом пространстве», — поясняет Даймонд. (…) На пике социального развития образ жизни жителей острова превзошел силы природы. Леса вырубались, потому что людям нужна была древесина для строительства каноэ и перевозки их гигантских каменных скульптур моаи. Когда жители острова Пасхи выкорчевали последние деревья, почва начала размываться — и люди лишились условий для жизни».
«(…)Даймонд выделил пять основных причин, которые привели к краху изученных им цивилизаций: вредное воздействие на окружающую среду, колебания климата, враждебные соседи, отсутствие торговых партнеров и неверная реакция общества на перемены».
594 просмотров