Еще в середине 70-х в Молодежной редакции ЦТ заговорили о создании передовой программы, где текущие новости обсуждались бы понятным публике языком, словно ведущие болтают на кухне. Однако задумка не понравилась руководству, и вернулись к ней только в следующем десятилетии: когда началась перестройка, и телевидение отчаянно нуждалось в новизне, гласности и свободе.
В стране не существовало ни одной передачи, транслирующей иностранную музыку, так что в основе формата лежал показ модных клипов и прямые эфиры из студии. Стараниями сотрудников ЦТ Анатолия Лысенко, Эдуарда Сагалаева, Киры Прошутинской и Анатолия Малкина 2 октября 1987-го «Вечерняя программа для молодежи», позднее известная как «Взгляд», впервые ворвалась в сетку вещания. Разумеется, для зрителей авторы проекта остались за кадром, а вот амбициозные ведущие — Влад Листьев, Дмитрий Захаров, Александр Любимов и Олег Вакуловский — за несколько недель превратились в народных героев. «Каждую пятницу при звуках заставки весь советский народ садился у телевизоров, даже преступность снижалась в это время», — подчеркивал Сагалаев.
Ранее новости были четко выверенными, нейтральными, скучными, а четверка журналистов, которую впоследствии прозвали «Битлами перестройки», произвела на телевидении настоящую революцию. Дикторы открыто общались со зрителями, а те в ответ снабжали их интересными сюжетами: через почту и звонки в редакцию. Ведущие комментировали любые темы от сталинских репрессий до аварии на Чернобыльской АЭС, с экранов зазвучали песни «подпольных» рокеров — «Аквариума», «Алисы», «Наутилуса», а лидеры групп получили возможность рассказать о своем творчестве аудитории. Инфоповодов оказалось неожиданно много, но именно это и делало «Взгляд» актуальным. Что же так привлекало публику?
ЯРКИЕ ВЕДУЩИЕ
Зрители отмечали, что у ведущих передачи был собственный неповторимый стиль
У каждого проекта есть лицо, но стоит отметить, что в случае со «Взглядом» состав постоянно менялся: «откололся» Олег Вакуловский — добавился Александр Политковский, затем присоединились Сергей Ломакин и Владимир Мукусев, приглашались Иван Демидов, Артем Боровик, Игорь Кириллов. «Они были очень искренни. Это цепляло. Я думаю, это обеспечило рейтинги и попадание в Книгу рекордов Гиннесса — 180 миллионов зрителей у выпуска», — рассуждал один из ведущих программы Евгений Додолев в Новостях Первого канала.
Все эти люди впоследствии участвовали в реформации постсоветского телевидения и открывали новые шоу. И конечно, они боролись за сохранение «Взгляда», который то и дело пытались закрыть. Чем же передача насолила руководству Гостелерадио?
В 1990-м шоу перешло под крыло компании «ВИD», основанной Листьевым и его коллегами. Программа стала носить аналитический характер, темы эволюционировали в остро политические. Из-за этого 26 декабря новогодний выпуск передачи не допустили к показу, а 10 января 1991-го производство вовсе приостановили. Ведущие не сдавались: весной на кассетах вышел «Взгляд» из подполья» с Любимовым и Политковским, затем проект транслировали из Риги.
«Взглядовцы» не боялись поднимать темы военных конфликтов и острые политические вопросы
После цикла об августовском путче о программе долго не было слышно. С 1992-го по сути ее функцию несли несколько шоу «ВИD», включая «Красный квадрат», «МузОбоз», «Тему» и «ПолитБюро».
«После 93-го года меня опять закрыли. Тогда мы договорились с Борисом Николаевичем Ельциным, что я не буду трогать их вообще. Соответственно, вышел «Взгляд-2», или «Взгляд» с Александром Любимовым», где я работал с замечательным Сережей Бодровым, царствие ему небесное. Это была программа другая. Там у нас был слоган, что в нашей стране нет политики, поскольку политика — это когда людьми занимаются. Так как ими никто не занимается сегодня, то будем это делать мы, обменивая эфирное время на добро. То есть к нам приходили разные люди, показывая, что можно выживать», — пояснял Любимов.
Хотя, по словам Александра Любимова, «Взгляд» после распада СССР отдалился от политики, это не мешало поднимать темы чеченских войн, проблемы безработицы и бедности, вопросы борьбы с наркоманией. Впрочем, многие журналисты называли позднюю версию передачи «полузаказной» и дискредитирующей заслуги оригинала.
В конце 90-х соведущим Любимова был Сергей Бодров
О гибели нового телевидения заговорили в середине 90-х, когда убили Влада Листьева. Журналист, стоявший у истоков создания «ВИD», реализовавший «Поле чудес» и «Час пик», лелеявший мечту о честной и качественной работе, ушел навсегда. Однако еще оставались люди, пытавшиеся возродить «Взгляд». Так, Сергей Бодров, появлявшийся в эфире вплоть до 1999-го, импонировал народу и давал надежду на прогресс в сфере ТВ.
Но рейтинги неумолимо падали, о чем свидетельствовал даже тот факт, что с 1998-го передача стала выходить не по пятницам, а по понедельникам. И хотя в 2000-м активно шел всероссийский кастинг на позицию нового ведущего программы, в апреле 2001-го она окончательно прекратила существование. На память нам остались только яркие выпуски, многие из которых до сих пор пересматривают ностальгирующие зрители.
ТРОГАТЕЛЬНО И ГОРЬКО
Разумеется, нельзя не упомянуть пилотный выпуск программы, где ведущие, еще не освоившиеся на новой работе, предлагали зрителям самим выбрать название для шоу. Это была не главная тема: также дикторы обсудили поездку Горбачева в Мурманск и войну в Никарагуа, подискутировали о вреде курения, показали концертное выступление Александра Градского, прорекламировали кооператив «Ямской двор», побывали за кулисами оперного театра… В общем, стало очевидно, что передача обещает быть многогранной и нестандартной.
Пожалуй, самым трогательным стал сюжет Влада Листьева о Петре Малышеве, который спас коня от смерти на бойне и поселил у себя дома, чтобы вылечить. История о простом юноше, искренне любившем животных, понравилась миллионам зрителей и завоевала главный приз фестиваля в Монтре. Однако конец биографии оказался печальным: Петр отправился добровольцем воевать и погиб. Его лошадь передали конноспортивному комплексу.
Мукусев и Политковский демонстрировали в эфире настоящие эмоции, а не играли роли
Душераздирающим можно назвать и сюжет Владимира Мукусева, приехавшего к воспитанникам духового оркестра Григоряна на базе детского дома. Один мальчик спел «Прекрасное далеко», и все вокруг разрыдались, включая ведущего. После этого эфира тысячи сирот обрели семьи. «Сейчас таким никого не удивишь. Но тогда это был очень чистый и искренний, и — самое главное — неспровоцированный сюжет. Потому что сейчас в эфире выжимают слезы. А тогда мальчик крепился, не хотел плакать, но не удержался, и это отозвалось во многих сердцах. И слезы самого Володи Мукусева — они тоже были не сыгранными», — рассказывал Эдуард Сагалаев.
Авторы освещали и спортивные мероприятия, но не столько в новостном, сколько в анализаторском ключе, обнажая суть несовершенства системы. Зрители узнали, что на базе в Новогорске на всю олимпийскую сборную — один телефон, и прославленные хоккеисты, вместо того, чтобы отдыхать перед соревнованиями, проводят вечера в очереди. Ожидая звонка родным, Вячеслав Фетисов с потухшим взглядом рассказывал ведущим, что предвкушает трагедию, ведь вот-вот карьера закончится, и его выбросят на обочину жизни с растраченным здоровьем, без денег и работы. А футболист Игорь Численко признавался в интервью, что после ухода из спорта устроился на завод. Говорить о таком было не принято, но передача смело обращала внимание публики на социальные проблемы общества.
Многие уверены, что со времен «Взгляда» телевидение изменилось не в лучшую сторону
Они поднимали тему похорон Ленина и предлагали разобраться в преступлениях советского режима, а Марк Захаров сжигал партбилет на глазах у миллионов зрителей — все это казалось или крайним проявлением свободы, или вовсе безрассудством. В одном выпуске ведущие собирали средства на восстановление храма, в другом — говорили об отмене смертной казни, в третьем — спасали от уничтожения фильм Алексея Учителя «Рок».
Что же теперь? С грустью и тоской зрители вспоминают о неравнодушных молодых ведущих и о телевидении, которого больше нет. «Мы не занимались проблемой того, как плохо живется человеку на Пятой авеню или в парижском гетто, — мы занимались проблемами нашей страны, — резюмировал Политковский. — Это стало прорывом в том советском ТВ, которое было совершенно импотентно, с точки зрения подъема серьезной темы и ее развития. Сегодня телевидение стало инструментом пропаганды, а тогда это был инструмент профессионального роста к свободе».
671 просмотров