Всемирные ярмарки в 19 веке были значительными и знаковыми событиями, на которых представлялись фантастические архитектурные сооружения. Такие, как, например, трехсотметровая гильотина или тысячекилометровая горка. На протяжении почти 170 лет Всемирные ярмарки предоставляли сцену странам-участницам для демонстрации инновационной архитектуры.
Чудеса архитектуры
Британия отметилась в 1851 году хрустальным дворцом. Его конструкция, состоящая из 293 000 стекол удерживались на тысяче железных колонн. В этом же ряду архитектурных достижений Атомиум в Брюсселе, Спейс-Нидл в Сиэтле, Эйфелева башня, представленная на Всемирной выставке 1889 года, и колесо обозрения, построенное для выставки 1893 года в Чикаго.
Созданные сооружения стали культовыми, но некоторые из задуманных так никогда и не появились на свет. Башня Гюстава Эйфеля была всего лишь одним из 300-700 представленных проектов, претендующих на то, чтобы стать центром Всемирной выставки в Париже.
Башня привлекала тех, кто хотел ее улучшить. Инженер Чарльз Каррон из Гренобля, Швейцария, предложил добавить к силуэту башни 12-метровый контейнер в форме пули весом 9 000 кг. По замыслу, как только туристы расположились бы на 20 кожаных креслах судна, оно должно было погрузиться в искусственное озеро в форме бокала для шампанского. Эксперты, разбирающиеся в физике, предупредили, что это ни в коем случае делать нельзя: капсула упала бы в воду со скоростью 180 миль в час.
Огромная гильотина-памятник
И все же Эйфелева башня, воздвигнутая в конце концов на Марсовом поле, была гораздо менее дерзким проектом, чем трехсотметровая гильотина, которая, по замыслу автора, должна была стать своеобразным памятником казненным на гильотине 17 000 аристократов, встретившим смерть во время революционного террора, в том числе королю Людовику XVI и королеве Марии-Антуанетте. Сегодня мало что известно о столбе с гигантским лезвием, никаких современных иллюстраций, только некоторые детали чертежа, позволяющие приблизительно предполагать, что это могло быть.
Маяк мира
Почти полвека спустя, на Парижской выставке 1937 года, французский инженер Эжен Фрейсине задумал Phare du Monde, он же Маяк мира. Колосс был бы примерно такого же размера, как Эмпайр-Стейт-Билдинг и Эйфелева башня вместе взятые. Вокруг него обвивался спиральный пандус, который позволял водителям заезжать наверх, парковаться в гараже на 500 машин и подниматься еще на несколько ступенек, чтобы пообедать в ресторане на 2000 мест на вершине сооружения. Строение Фрейсине обошлось бы примерно в 2,5 миллиона долларов (примерно 46 миллионов долларов сегодня). Эта цена во времена Великой Депрессии была непомерно высокой.
Гигантский глобус
С большим энтузиазмом архитектор Альберто де Паласио-и-Эллисаге спроектировал 1000-футовый глобус для выставки в Чикаго. Вокруг модели планеты планировалось построить спиральную лестницу длиной более полумили, ведущую к «Северному полюсу», где посетителей должна была встречать копия одного из кораблей Колумба. Невероятная стоимость проекта — 168 миллионов долларов по нынешнему курсу — помешала Паласио создать свой лучший мир.
Движущей силой невероятных проектов был патриотизм. Каждая страна старалась представить амбициозные проекты на выставках. Конкуренция между торговыми странами принимала столь необычные архитектурные формы, что ими восхищаются до сих пор.
773 просмотров