Если вам когда-либо доведётся столкнуться со смертельным приговором, луч надежды заключается в том, что во многих частях мира, где смертная казнь ещё действует, последний приём пищи в вашей жизни, вероятно, будет лучше, чем те, что были до этого момента в тюрьме. Итак, как же возникла эта довольно странная традиция и действительно ли заключённые из камеры смертников могут получить всё, что пожелают из еды, перед своей смертью?
Говорят, что идея последней трапезы связана со знаменитой тайной вечерей Иисуса Христа, однако прямых доказательств, подтверждающих данную теорию, не существует.
Что же, в таком случае, на самом деле привело к возникновению этой традиции?
В истории полно различных культур, которые предлагали обречённым людям угощение перед смертью. Так, к примеру, для римских гладиаторов устраивали публичный пир в ночь перед их потенциальным свиданием со смертью; он назывался coena libera. Однако лишь в современные времена появилась традиция кормить заключённых, которых ждёт смертная казнь, тем, чего они пожелают, в массовом порядке. Стоить отметить, что богатые люди, приговорённые к казни, как правило, могли попросить всего, что им хотелось, при этом разрешалось, чтобы последнюю трапезу им подавали слуги. Однако бедняки, которых ждала смертная казнь, могли рассчитывать – в лучшем случае – на глоток спиртного или что-то в этом роде.
Примерно в 16-м веке ситуация начала существенно улучшаться. Или, по крайней мере, так казалось. Вполне возможно, что подобные любезности широко предоставлялись даже бедным – просто документальные свидетельства, подтверждающие этот факт, могли не сохраниться. И лишь с появлением печатного станка в 15-м веке люди начали подробно документировать историю довольно приземлённых событий, таких как казни случайных граждан. Следовательно, тот факт, что сообщения о подобных любезностях начали появляться примерно в 16-м веке, может быть либо совпадением, либо следствием.
Как бы там ни было, к 18-му веку, особенно в таких странах, как Англия, подобная практика стала широко распространённой. Например, в Лондоне заключённому, приговорённому к смертной казни, позволяли насладиться своей последней трапезой в компании различных гостей, включая палача. Более того, есть записи, указывающие на то, что заключённым Ньюгейтской тюрьмы, приговорённым к смертной казни, разрешали заглянуть в паб по пути к виселице. Там они, как правило, пили вместе с охранниками и палачом.
В Германии наиболее известным примером «последней трапезы» является история казни Сюзанны Маргарет Брандт из Франкфурта. 14 января 1772 года Брандт, бедная служанка, была казнена за то, что якобы убила своего новорожденного ребёнка. За восемь месяцев до этого убийства она забеременела от подмастерья ювелира, которого больше никогда не видела после бурной ночи. Ей успешно удавалось скрывать свою беременность вплоть до восьмого месяца. Затем, 1 августа 1771 года, она тайно родила в прачечной без чьей-либо помощи. К несчастью, она, по всей вероятности, не удержала малыша, и он упал, ударившись головой о каменный пол. По её словам, он на мгновение захрипел, после чего перестал дышать. Брандт охватила паника; она спрятала ребёнка в конюшне и скрылась с места происшествия. Однако, не имея ни денег, ни средств к существованию, на следующий день она вернулась во Франкфурт, где её арестовали за убийство ребёнка. Была ли она виновна или нет – спорный вопрос, учитывая, что у неё были преждевременные роды, и ребёнок мог бы не выжить в любом случае. Но как бы там ни было, Брандт была осуждена за убийство и приговорена к смерти.
Однако незадолго до казни она стала почётным гостей на так называемой «трапезе палача» – большая пирушка, которую организовали для заключённой и чиновников, которые принимали участие в суде над ней. Если вам интересно, «трапеза палача» состояла предположительно из «трёх фунтов жареной колбасы, десяти фунтов говядины, шести фунтов запечённого карпа, двенадцати фунтов жареной телятины, супа, капусты, хлеба, сладостей и восьми с половиной литров вина 1748 года». Разумеется, молодая Сюзанна, по слухам, ничего не ела, а просто пила воду, пока вокруг неё пировали чиновники. Вскоре после этого ей отрубили голову.
А теперь перейдём к Соединённым Штатам, где идея «последней трапезы», пожалуй, наиболее популярна сегодня. Возможно, она появилась, когда Америку начали заселять европейцы. По крайней мере, сохранившиеся отчёты о казнях не упоминают о таких любезностях, за некоторыми исключениями, обычно связанными с выпивкой или табаком. Так, например, в 1835 году газета New York Sun сообщила, что перед казнью убийца Мануэль Фернандес попросил и получил немного бренди и несколько сигар, любезно предоставленных начальником тюрьмы Бельвью.
Независимо от того, правда это или нет, переходя к более современным временам, скажем, что основная причина, по которой тюремные чиновники начали предоставлять осуждённым «последнюю трапезу», задокументирована так же плохо. Тем не менее, кажется, никогда не существовало законов, требующих этого. Люди делали это по доброй воле, и данная идея распространилась, вероятно, благодаря тогдашней любви СМИ сообщать всё о последних часах жизни казнённых, поскольку широкой общественности это было интересно.
Как бы там ни было, профессор Сара Гервинг-Мур, соавтор книги «Холодная (комфортная?) еда: значение ритуала последней трапезы в Соединённых Штатах», пишет: «Последняя трапеза может быть подношением со стороны охранников и тюремных администраторов как способ получить прощение за предстоящую казнь и сказать «ничего личного»… Есть стандартные процедуры, которые воздвигают стену между охранниками и заключёнными; тем не менее, между ними есть связь… Последняя трапеза как традиция – это действенный способ проявить человечность к заключённым камеры смертников, загладить свою вину как соучастника, по сути, убийства. Последняя трапеза – в малой степени проявление доброты и великодушия».В 19-м веке подобного рода вещи становились всё более и более распространёнными. И к началу 20-го века практика предоставления «последней трапезы» укоренилась окончательно.
И вот мы плавно перешли к причине. Что касается исторических случаев, то ранние известные примеры в Европе говорят о том, что «последние трапезы» были способом чиновников и палачей сказать осуждённым: «Мы убьём вас, но ничего личного». По сути, предлагая заключённым, приговорённым к смерти, алкоголь или что-то другое, они считали это проявлением любезности.
Широко сообщается, что эту практику ввели для того, чтобы призраки казнённых людей дружелюбно относились к тем, кто их осудил и убил, и не преследовали их, однако не было найдено никакой первичной документации, подтверждающей данную идею.
Гервинг-Мур также отмечает, что самые щедрые трапезы предлагают в штатах, где происходит наибольшее количество казней – за исключением Техаса.
За последние два столетия Техас казнил около 1300 человек и стремится к совершенной противоположной цели, в отличие от всех остальных – фактически увеличить число приговорённых к смерти. Для справки: начиная с 1982 года, в Техасе казнили 562 человека, по-видимому, следуя предполагаемому папскому указу от 13-го века, принятого во время взятия Безье – “Caedite eos. Novit enim Dominus qui sunt eius”. По сути, это переводится как «Убивайте их. Ибо Господь знает, кто принадлежит ему». Или, если выразить это в форме, которая, по всей видимости, является девизом штата Техас: «Убивайте их всех, и пусть Бог разбирается с ними сам». (Шутки в сторону. На самом деле девиз штата Техас – всего одно слово, «дружба». Название «Техас» происходит от слова, взятого из языка каддо и означающего «друзья» или «союзники».)
al.jpg
На ноте Техаса, последних трапез и дружелюбности перейдём к тому, что в 2011 году сенатор Джон Уитмайр публично заявил о своём желании отменить просьбы тех, кого собираются казнить, касательно пищи – по крайней мере, на официальном уровне. Он заявил: «Крайне неуместно давать человеку, приговорённому к смертной казни, такую привилегию… Хватит так делать… Если вы собираетесь казнить человека в соответствии с законами штата ввиду отвратительного преступления, которое он совершил, ненужно искать способы утешить его… Он ведь не предоставил своей жертве никакого утешения или последнюю пищу».
Тем не менее, сторонники «последней трапезы» обычно утверждают, что частично смысл таких любезностей заключается в том, чтобы продемонстрировать, что хотя государство убивает кого-то от имени и с явного согласия общественности в целом, если это не делается гуманным образом, общественность и государство ничем не лучше осуждённого. Как говорит профессор Кэти Замбрана из Флоридского университета: «Всё сводится к тому, как вы обращаетесь с человеком, когда вы собираетесь отнять его жизнь».
Профессор истории Дэниел Лашанс из Университета Эмори продолжает: «Эти последние приёмы пищи — и последние слова — показывают, что государство является демократическим и уважает каждого, даже тех, кто совершил преступление. Каким бы ужасным ни был проступок, за который их осудили, у этих людей остаётся какое-никакое достоинство, с которым мы должны считаться».
Что же касается того, что побудило сенатора Уитмайра выступить против почти вековой техасской традиции последней трапезы, то это была просьба заключённого из камеры смертников Лоуренса Рассела Брюера, который был приговорён к смертной казни за участие в довольно ужасном и бессмысленном расовом убийстве Джеймса Берда-младшего в 1998 году. Так о чём же попросил Брюер? Пара жареных бифштексов с курицей, тройной чизбургер с беконом, омлет с говядиной и сыром, жареная окра, барбекю, полбуханки хлеба, три фахиты и мясная пицца. На десерт он заказал упаковку мороженого Blue Bell и бутерброд с арахисовым маслом. Чтобы всё это запить, он попросил три банки пива.
Однако когда настало время, он в итоге ничего не съел.
Всё это подводит нас к вопросу о том, могут ли заключённые на самом деле просить и получать практически всё, что они захотят. В то время как средства массовой информации широко сообщают, что это так, в том числе и в этом конкретным примере с Брюером, это не совсем точно. На самом деле, в подавляющем большинстве случаев, когда заключённые просят о чём-то сложном, они получают упрощённую версию этого.
Как заявляет знаменитый «шеф-повар для камеры смертников» Брайан Прайс, который приготовил более 100 последних блюд, «местная газета всегда говорила, что они получили 24 тако и 12 энчилад, но на самом деле они получили четыре тако и две энчилады… Они получают только то, что доступно на кухне. Если они заказывают лобстеров, то получают кусок замороженного минтая. Стейки перестали подавать в 1994 году. Если они заказывают 100 тако, они получают два или три».
Тем не менее, в других штатах и тюрьмах иногда всё происходит по-другому. Например, в соседней Оклахоме они позволяют при желании заказать еду в местном ресторане, ограничивая сумму 15 долларами… Другие штаты, где разрешается подобное, такие как Флорида, более щедры, устанавливая бюджет в размере 40 долларов.
Конечно, как вы, наверное, уже догадались из всего, что мы сказали до этого момента, те, кто участвует в приготовлении или приобретении «последней трапезы», могут или не могут внести свою лепту, если, конечно, захотят. Например, в Коттонпорте (штат Луизиана), когда один неназванный заключённый из камеры смертников попросил лобстеров, начальник тюрьмы Берл Кейн решил выполнить его просьбу. Он заплатил за полноценный обед с лобстерами и разделил его с этим заключённым. Видите ли, подобно многим историческим примерам подобного рода, перед недавним уходом на пенсию Кейн всегда приглашал заключённых, приговорённых к смерти, на совместный последний обед, а иногда предлагал присоединиться к ним и других избранных гостей.
Конечно, как и в случае с Сюзанной Брандт и Лоуренсом Брюером, заключённые из камер смертников довольно часто отказываются от своей «последней трапезы», поскольку мысли о приближающейся смерти обычно лишают многих аппетита. Чтобы попытаться обойти эту проблему, так называемая «последняя трапеза» иногда вообще не является последней трапезой, и обычно тюремные чиновники называют её «особенной трапезой». Даже если это буквально последняя трапеза человека, её обычно планируют заблаговременно, но не очень рано, чтобы заключённым не пришлось долгое время обходиться без пищи перед казнью. Например, в Виргинии существует правило, что еду нужно подавать не менее чем за четыре часа до казни. В Индиане «особенную трапезу» подают за несколько дней до казни, в то время, когда человек действительно может наслаждаться ею на каком-то уровне.
Те, у кого нет аппетита, могут делиться пищей. Например, в таких местах, как Флорида, в некоторых случаях семье или друзьям могут разрешить разделить трапезу вместе с осуждённым. Есть заключённые, однако, которые жертвуют еду другим. Например, в 1951 году Раймонд Фернандес, один из «Убийц одиноких сердец» вместе со своей возлюблённой Мартой Джул Бек, попросил, чтобы его еду отдали другому заключённому.
Кроме того, в первые десятилетия существования этой традиции в Техасе осуждённые обычно заказывали и получали большие порции пищи именно для того, чтобы разделить её с другими заключёнными из камеры смертников. Тюремные чиновники с охотой удовлетворяли эту просьбу, рассматривая её не просто как милость, а как то, что помогало держать всех приговорённых к смертной казни в узде непосредственно перед казнью.
Тем не менее, не все заключённые беспокоятся о последней трапезе. Пожалуй, самым известным примером является убийца Рики Рэй Ректор. Совершив два довольно бессмысленных убийства, он попытался покончить с собой, выстрелив в голову. Он выжил по причине того, что выстрелил себе в висок, как это обычно делают в фильмах. На самом деле, если поблизости окажется медицинская помощь, человека, фактически только что сделавшего себе лоботомию, удастся спасти.
Несмотря на то, что вся эта история повлияла на его умственные способности, Ректор был приговорён к смерти. Эта тема стала ещё большей сенсацией в средствах массовой информации после того, как стало известно, что, хотя он с удовольствием съел свой последний обед, он решил оставить десерт – пирог с орехами. Почему? Он сказал охранникам, что «приберёг это на потом».
Охранники продемонстрировали гуманность, сохранив кусок пирога на случай, если в последнюю минуту казнь будет отложена.
Всё это плавно подводит нас к тому, что заключённые обычно просят на свою последнюю трапезу. И хотя выбор довольно разнообразен (например, в одном случае человек просто попросил банку солёных огурцов), он часто сводится к еде из Mcdonald’s или KFC, чему-то необычному или любимой домашней еде из детства.
Что касается первых двух категорий, то здесь стоит отметить, что подавляющее большинство заключённых из камеры смертников происходят из довольно бедного окружения и поэтому часто выбирают любимые продукты, к которым они привыкли, но не получили, пока находились в тюрьме – это такие вещи, как жареная курица, чизбургеры, картофель фри и газировка. Тем не менее, есть те, кто выбирает продукты, которые они не могли себе позволить, когда были на свободе, или, возможно, никогда даже не пробовали, например, лобстеры или филе-миньон. Что касается любимых домашних блюд, то вышеупомянутый Брайан Прайс утверждает, что, когда он готовил эти блюда, он всегда делал всё возможное, чтобы сделать их именно такими, какими их описал заключённый, или даже получить конкретный рецепт от его близких.
Независимо от этого, некоторые осуждённые выбирают свою последнюю еду, чтобы сделать какое-либо заявление, а не просто поесть.
Что же касается подобных заявлений, то, возвращаясь немного назад в 1963 год, убийца Виктор Фегер потребовал всего лишь одну-единственную необработанную оливку в качестве последней трапезы. Затем он попросил, чтобы семя похоронили вместе с ним в надежде, что из него вырастет оливковое дерево как символ мира и возрождения.
Далее, Джонатан Уэйн Ноблс, который, по-видимому, сидел на наркотиках, начиная с восьмилетнего возраста, и жил в приёмных семьях, повзрослев, убил двух женщин в состоянии наркотического опьянения. В тюрьме, однако, он бросил наркотики и стал набожным католиком, образцовым заключённым и примерным человеком. Например, однажды он попытался спасти жизнь случайной женщины, которая, как он слышал, умирала от почечной недостаточности. Однако, несмотря на то, что он успешно нашёл врача, готового выполнить процедуру, чтобы взять одну из его почек и пересадить её женщине, в конечном итоге оказалось, что у них не совпадали группы крови, и пациентка умерла. Позже Ноблес попытался пожертвовать свои органы после казни, но эту просьбу отклонили, поскольку Техас запрещал заключённым из камеры смертников делать это. Тогда он просто попросил евхаристию (причащение).
Чтобы закончить не на столь мрачной ноте – ну, относительно говоря – скажем, что в 1940-х годах Уилсон де ла Руа, который убил человека, находясь в тюрьме, должен был умереть в недавно построенной камере с ядовитым газом в Сан-Квентине. Когда его спросили, что он хочет на свой последний обед, он просто попросил кучу таблеток от несварения желудка. Когда его спросили, почему, он ответил, что он скоро он столкнётся с невероятно тяжёлым случаем газообразования…
Источник: urod.ru
Говорят, что идея последней трапезы связана со знаменитой тайной вечерей Иисуса Христа, однако прямых доказательств, подтверждающих данную теорию, не существует.
Что же, в таком случае, на самом деле привело к возникновению этой традиции?
В истории полно различных культур, которые предлагали обречённым людям угощение перед смертью. Так, к примеру, для римских гладиаторов устраивали публичный пир в ночь перед их потенциальным свиданием со смертью; он назывался coena libera. Однако лишь в современные времена появилась традиция кормить заключённых, которых ждёт смертная казнь, тем, чего они пожелают, в массовом порядке. Стоить отметить, что богатые люди, приговорённые к казни, как правило, могли попросить всего, что им хотелось, при этом разрешалось, чтобы последнюю трапезу им подавали слуги. Однако бедняки, которых ждала смертная казнь, могли рассчитывать – в лучшем случае – на глоток спиртного или что-то в этом роде.
Примерно в 16-м веке ситуация начала существенно улучшаться. Или, по крайней мере, так казалось. Вполне возможно, что подобные любезности широко предоставлялись даже бедным – просто документальные свидетельства, подтверждающие этот факт, могли не сохраниться. И лишь с появлением печатного станка в 15-м веке люди начали подробно документировать историю довольно приземлённых событий, таких как казни случайных граждан. Следовательно, тот факт, что сообщения о подобных любезностях начали появляться примерно в 16-м веке, может быть либо совпадением, либо следствием.
Как бы там ни было, к 18-му веку, особенно в таких странах, как Англия, подобная практика стала широко распространённой. Например, в Лондоне заключённому, приговорённому к смертной казни, позволяли насладиться своей последней трапезой в компании различных гостей, включая палача. Более того, есть записи, указывающие на то, что заключённым Ньюгейтской тюрьмы, приговорённым к смертной казни, разрешали заглянуть в паб по пути к виселице. Там они, как правило, пили вместе с охранниками и палачом.
В Германии наиболее известным примером «последней трапезы» является история казни Сюзанны Маргарет Брандт из Франкфурта. 14 января 1772 года Брандт, бедная служанка, была казнена за то, что якобы убила своего новорожденного ребёнка. За восемь месяцев до этого убийства она забеременела от подмастерья ювелира, которого больше никогда не видела после бурной ночи. Ей успешно удавалось скрывать свою беременность вплоть до восьмого месяца. Затем, 1 августа 1771 года, она тайно родила в прачечной без чьей-либо помощи. К несчастью, она, по всей вероятности, не удержала малыша, и он упал, ударившись головой о каменный пол. По её словам, он на мгновение захрипел, после чего перестал дышать. Брандт охватила паника; она спрятала ребёнка в конюшне и скрылась с места происшествия. Однако, не имея ни денег, ни средств к существованию, на следующий день она вернулась во Франкфурт, где её арестовали за убийство ребёнка. Была ли она виновна или нет – спорный вопрос, учитывая, что у неё были преждевременные роды, и ребёнок мог бы не выжить в любом случае. Но как бы там ни было, Брандт была осуждена за убийство и приговорена к смерти.
Однако незадолго до казни она стала почётным гостей на так называемой «трапезе палача» – большая пирушка, которую организовали для заключённой и чиновников, которые принимали участие в суде над ней. Если вам интересно, «трапеза палача» состояла предположительно из «трёх фунтов жареной колбасы, десяти фунтов говядины, шести фунтов запечённого карпа, двенадцати фунтов жареной телятины, супа, капусты, хлеба, сладостей и восьми с половиной литров вина 1748 года». Разумеется, молодая Сюзанна, по слухам, ничего не ела, а просто пила воду, пока вокруг неё пировали чиновники. Вскоре после этого ей отрубили голову.
А теперь перейдём к Соединённым Штатам, где идея «последней трапезы», пожалуй, наиболее популярна сегодня. Возможно, она появилась, когда Америку начали заселять европейцы. По крайней мере, сохранившиеся отчёты о казнях не упоминают о таких любезностях, за некоторыми исключениями, обычно связанными с выпивкой или табаком. Так, например, в 1835 году газета New York Sun сообщила, что перед казнью убийца Мануэль Фернандес попросил и получил немного бренди и несколько сигар, любезно предоставленных начальником тюрьмы Бельвью.
Независимо от того, правда это или нет, переходя к более современным временам, скажем, что основная причина, по которой тюремные чиновники начали предоставлять осуждённым «последнюю трапезу», задокументирована так же плохо. Тем не менее, кажется, никогда не существовало законов, требующих этого. Люди делали это по доброй воле, и данная идея распространилась, вероятно, благодаря тогдашней любви СМИ сообщать всё о последних часах жизни казнённых, поскольку широкой общественности это было интересно.
Как бы там ни было, профессор Сара Гервинг-Мур, соавтор книги «Холодная (комфортная?) еда: значение ритуала последней трапезы в Соединённых Штатах», пишет: «Последняя трапеза может быть подношением со стороны охранников и тюремных администраторов как способ получить прощение за предстоящую казнь и сказать «ничего личного»… Есть стандартные процедуры, которые воздвигают стену между охранниками и заключёнными; тем не менее, между ними есть связь… Последняя трапеза как традиция – это действенный способ проявить человечность к заключённым камеры смертников, загладить свою вину как соучастника, по сути, убийства. Последняя трапеза – в малой степени проявление доброты и великодушия».В 19-м веке подобного рода вещи становились всё более и более распространёнными. И к началу 20-го века практика предоставления «последней трапезы» укоренилась окончательно.
И вот мы плавно перешли к причине. Что касается исторических случаев, то ранние известные примеры в Европе говорят о том, что «последние трапезы» были способом чиновников и палачей сказать осуждённым: «Мы убьём вас, но ничего личного». По сути, предлагая заключённым, приговорённым к смерти, алкоголь или что-то другое, они считали это проявлением любезности.
Широко сообщается, что эту практику ввели для того, чтобы призраки казнённых людей дружелюбно относились к тем, кто их осудил и убил, и не преследовали их, однако не было найдено никакой первичной документации, подтверждающей данную идею.
Гервинг-Мур также отмечает, что самые щедрые трапезы предлагают в штатах, где происходит наибольшее количество казней – за исключением Техаса.
За последние два столетия Техас казнил около 1300 человек и стремится к совершенной противоположной цели, в отличие от всех остальных – фактически увеличить число приговорённых к смерти. Для справки: начиная с 1982 года, в Техасе казнили 562 человека, по-видимому, следуя предполагаемому папскому указу от 13-го века, принятого во время взятия Безье – “Caedite eos. Novit enim Dominus qui sunt eius”. По сути, это переводится как «Убивайте их. Ибо Господь знает, кто принадлежит ему». Или, если выразить это в форме, которая, по всей видимости, является девизом штата Техас: «Убивайте их всех, и пусть Бог разбирается с ними сам». (Шутки в сторону. На самом деле девиз штата Техас – всего одно слово, «дружба». Название «Техас» происходит от слова, взятого из языка каддо и означающего «друзья» или «союзники».)
al.jpg
На ноте Техаса, последних трапез и дружелюбности перейдём к тому, что в 2011 году сенатор Джон Уитмайр публично заявил о своём желании отменить просьбы тех, кого собираются казнить, касательно пищи – по крайней мере, на официальном уровне. Он заявил: «Крайне неуместно давать человеку, приговорённому к смертной казни, такую привилегию… Хватит так делать… Если вы собираетесь казнить человека в соответствии с законами штата ввиду отвратительного преступления, которое он совершил, ненужно искать способы утешить его… Он ведь не предоставил своей жертве никакого утешения или последнюю пищу».
Тем не менее, сторонники «последней трапезы» обычно утверждают, что частично смысл таких любезностей заключается в том, чтобы продемонстрировать, что хотя государство убивает кого-то от имени и с явного согласия общественности в целом, если это не делается гуманным образом, общественность и государство ничем не лучше осуждённого. Как говорит профессор Кэти Замбрана из Флоридского университета: «Всё сводится к тому, как вы обращаетесь с человеком, когда вы собираетесь отнять его жизнь».
Профессор истории Дэниел Лашанс из Университета Эмори продолжает: «Эти последние приёмы пищи — и последние слова — показывают, что государство является демократическим и уважает каждого, даже тех, кто совершил преступление. Каким бы ужасным ни был проступок, за который их осудили, у этих людей остаётся какое-никакое достоинство, с которым мы должны считаться».
Что же касается того, что побудило сенатора Уитмайра выступить против почти вековой техасской традиции последней трапезы, то это была просьба заключённого из камеры смертников Лоуренса Рассела Брюера, который был приговорён к смертной казни за участие в довольно ужасном и бессмысленном расовом убийстве Джеймса Берда-младшего в 1998 году. Так о чём же попросил Брюер? Пара жареных бифштексов с курицей, тройной чизбургер с беконом, омлет с говядиной и сыром, жареная окра, барбекю, полбуханки хлеба, три фахиты и мясная пицца. На десерт он заказал упаковку мороженого Blue Bell и бутерброд с арахисовым маслом. Чтобы всё это запить, он попросил три банки пива.
Однако когда настало время, он в итоге ничего не съел.
Всё это подводит нас к вопросу о том, могут ли заключённые на самом деле просить и получать практически всё, что они захотят. В то время как средства массовой информации широко сообщают, что это так, в том числе и в этом конкретным примере с Брюером, это не совсем точно. На самом деле, в подавляющем большинстве случаев, когда заключённые просят о чём-то сложном, они получают упрощённую версию этого.
Как заявляет знаменитый «шеф-повар для камеры смертников» Брайан Прайс, который приготовил более 100 последних блюд, «местная газета всегда говорила, что они получили 24 тако и 12 энчилад, но на самом деле они получили четыре тако и две энчилады… Они получают только то, что доступно на кухне. Если они заказывают лобстеров, то получают кусок замороженного минтая. Стейки перестали подавать в 1994 году. Если они заказывают 100 тако, они получают два или три».
Тем не менее, в других штатах и тюрьмах иногда всё происходит по-другому. Например, в соседней Оклахоме они позволяют при желании заказать еду в местном ресторане, ограничивая сумму 15 долларами… Другие штаты, где разрешается подобное, такие как Флорида, более щедры, устанавливая бюджет в размере 40 долларов.
Конечно, как вы, наверное, уже догадались из всего, что мы сказали до этого момента, те, кто участвует в приготовлении или приобретении «последней трапезы», могут или не могут внести свою лепту, если, конечно, захотят. Например, в Коттонпорте (штат Луизиана), когда один неназванный заключённый из камеры смертников попросил лобстеров, начальник тюрьмы Берл Кейн решил выполнить его просьбу. Он заплатил за полноценный обед с лобстерами и разделил его с этим заключённым. Видите ли, подобно многим историческим примерам подобного рода, перед недавним уходом на пенсию Кейн всегда приглашал заключённых, приговорённых к смерти, на совместный последний обед, а иногда предлагал присоединиться к ним и других избранных гостей.
Конечно, как и в случае с Сюзанной Брандт и Лоуренсом Брюером, заключённые из камер смертников довольно часто отказываются от своей «последней трапезы», поскольку мысли о приближающейся смерти обычно лишают многих аппетита. Чтобы попытаться обойти эту проблему, так называемая «последняя трапеза» иногда вообще не является последней трапезой, и обычно тюремные чиновники называют её «особенной трапезой». Даже если это буквально последняя трапеза человека, её обычно планируют заблаговременно, но не очень рано, чтобы заключённым не пришлось долгое время обходиться без пищи перед казнью. Например, в Виргинии существует правило, что еду нужно подавать не менее чем за четыре часа до казни. В Индиане «особенную трапезу» подают за несколько дней до казни, в то время, когда человек действительно может наслаждаться ею на каком-то уровне.
Те, у кого нет аппетита, могут делиться пищей. Например, в таких местах, как Флорида, в некоторых случаях семье или друзьям могут разрешить разделить трапезу вместе с осуждённым. Есть заключённые, однако, которые жертвуют еду другим. Например, в 1951 году Раймонд Фернандес, один из «Убийц одиноких сердец» вместе со своей возлюблённой Мартой Джул Бек, попросил, чтобы его еду отдали другому заключённому.
Кроме того, в первые десятилетия существования этой традиции в Техасе осуждённые обычно заказывали и получали большие порции пищи именно для того, чтобы разделить её с другими заключёнными из камеры смертников. Тюремные чиновники с охотой удовлетворяли эту просьбу, рассматривая её не просто как милость, а как то, что помогало держать всех приговорённых к смертной казни в узде непосредственно перед казнью.
Тем не менее, не все заключённые беспокоятся о последней трапезе. Пожалуй, самым известным примером является убийца Рики Рэй Ректор. Совершив два довольно бессмысленных убийства, он попытался покончить с собой, выстрелив в голову. Он выжил по причине того, что выстрелил себе в висок, как это обычно делают в фильмах. На самом деле, если поблизости окажется медицинская помощь, человека, фактически только что сделавшего себе лоботомию, удастся спасти.
Несмотря на то, что вся эта история повлияла на его умственные способности, Ректор был приговорён к смерти. Эта тема стала ещё большей сенсацией в средствах массовой информации после того, как стало известно, что, хотя он с удовольствием съел свой последний обед, он решил оставить десерт – пирог с орехами. Почему? Он сказал охранникам, что «приберёг это на потом».
Охранники продемонстрировали гуманность, сохранив кусок пирога на случай, если в последнюю минуту казнь будет отложена.
Всё это плавно подводит нас к тому, что заключённые обычно просят на свою последнюю трапезу. И хотя выбор довольно разнообразен (например, в одном случае человек просто попросил банку солёных огурцов), он часто сводится к еде из Mcdonald’s или KFC, чему-то необычному или любимой домашней еде из детства.
Что касается первых двух категорий, то здесь стоит отметить, что подавляющее большинство заключённых из камеры смертников происходят из довольно бедного окружения и поэтому часто выбирают любимые продукты, к которым они привыкли, но не получили, пока находились в тюрьме – это такие вещи, как жареная курица, чизбургеры, картофель фри и газировка. Тем не менее, есть те, кто выбирает продукты, которые они не могли себе позволить, когда были на свободе, или, возможно, никогда даже не пробовали, например, лобстеры или филе-миньон. Что касается любимых домашних блюд, то вышеупомянутый Брайан Прайс утверждает, что, когда он готовил эти блюда, он всегда делал всё возможное, чтобы сделать их именно такими, какими их описал заключённый, или даже получить конкретный рецепт от его близких.
Независимо от этого, некоторые осуждённые выбирают свою последнюю еду, чтобы сделать какое-либо заявление, а не просто поесть.
Что же касается подобных заявлений, то, возвращаясь немного назад в 1963 год, убийца Виктор Фегер потребовал всего лишь одну-единственную необработанную оливку в качестве последней трапезы. Затем он попросил, чтобы семя похоронили вместе с ним в надежде, что из него вырастет оливковое дерево как символ мира и возрождения.
Далее, Джонатан Уэйн Ноблс, который, по-видимому, сидел на наркотиках, начиная с восьмилетнего возраста, и жил в приёмных семьях, повзрослев, убил двух женщин в состоянии наркотического опьянения. В тюрьме, однако, он бросил наркотики и стал набожным католиком, образцовым заключённым и примерным человеком. Например, однажды он попытался спасти жизнь случайной женщины, которая, как он слышал, умирала от почечной недостаточности. Однако, несмотря на то, что он успешно нашёл врача, готового выполнить процедуру, чтобы взять одну из его почек и пересадить её женщине, в конечном итоге оказалось, что у них не совпадали группы крови, и пациентка умерла. Позже Ноблес попытался пожертвовать свои органы после казни, но эту просьбу отклонили, поскольку Техас запрещал заключённым из камеры смертников делать это. Тогда он просто попросил евхаристию (причащение).
Чтобы закончить не на столь мрачной ноте – ну, относительно говоря – скажем, что в 1940-х годах Уилсон де ла Руа, который убил человека, находясь в тюрьме, должен был умереть в недавно построенной камере с ядовитым газом в Сан-Квентине. Когда его спросили, что он хочет на свой последний обед, он просто попросил кучу таблеток от несварения желудка. Когда его спросили, почему, он ответил, что он скоро он столкнётся с невероятно тяжёлым случаем газообразования…
Источник: urod.ru
935 просмотров