В середине 70-х годов в СССР появилось понятие плановый туризм. Огромной стране было чем удивить своих граждан, поэтому практически по всей территории Советского Союза были запущены порядка 55 туристических маршрутов. Среди множества туристических троп были красивейшие места. Однако после трагического случая, который прогремел на весь союз, многим запомнился именно печально известный маршрут № 30.
Маршрут пролегал через горные хребты Северного Кавказа. Стартовала туристическая тропа на плато Лаго-Наки, которая плавно уходила в горы. Следующим этапом туристам необходимо было преодолеть заснеженные вершины Фишта. Поскольку климат в горах очень суров, тут даже в июле и августе лежат высокие сугробы. Непрофессиональных людей на таких тропах было не встретить, но после того как в стране для каждого предприятия выделили квоту на плановый туризм, на маршруты хлынули толпы обычных рабочих.
Людей, с вокзалов на место сбора, доставляли специальные автобусы. В базовых лагерях, где на протяжении нескольких дней опытные инструкторы проводили обучающий курс выживания в условиях гор. Случившееся с людьми, на маршруте № 30 показало, что люди к обучению отнеслись крайне халатно.
В последний день перед выходом люди засиделись у костров и разошлись по палаткам очень поздно. Поэтому утренний ранний выход пришлось отложить на несколько часов. После того как группа выдвинулась в путь, пошел моросящий дождь. Чем выше поднимались туристы тем становилось прохладнее. Уже через 30 минут погода кардинально изменилась, и пошел небольшой снежок.
Хотя в базовом лагере работали опытные инструкторы, в поход вели группы с начинающими специалистами, как правило — студентами старшекурсниками. В тот день молодые гиды не придали большого значения непогоде, и повели группы дальше. Основной задачей первого отрезка маршрута было добраться до укрытия «Фишт». Хотя на дворе было только начало осени, в горах уже лежали сугробы, поэтому сходить с тропы было категорически запрещено.
Вскоре на смену мелкому снегу пришла полноценная метель, на предвестники которой не обратили внимание старшие групп. Сильный ветер вперемешку с хлопьями снега делал дальнейшее продвижение крайне затруднительным. Гиды, которые шли впереди, не видели ничего на вытянутую руку. Оказавшись в эпицентре бури, старшие групп начали искать пути решения. Выходов было несколько: либо продолжить восхождение и добраться до укрытия, либо вернуться к началу маршрута.
Правда вскоре появился и третий вариант, его предложили несколько ребят, которые уже бывали в пеших походах. Они предложили попробовать спустится ниже и укрыться от стихии в густых хвойных лесах. Неопытные гиды, которые поддались на уговоры «опытных» туристов вместе со своими группами начали спуск и тут ситуация усложнилась. Люди стали проваливаться в глубокий снег, началась паника, и тех кто провалился попросту бросали.
Инициаторы спуска смогли благополучно добраться до лесной поляны и развести костер.
Согревшись, они открыли консервы и остались у костра, судьба других туристов их более не интересовала.
Среди молодых гидов оказались более опытные Ольга Ковалева и Александр Сафронов. Они смогли отговорить членов своих групп спускаться в лес и вывели их в более безопасные места. Ольга вывела немногочисленные остатки своей группы к убежищу, в котором прятались от непогоды пастухи. Александру удалось вывести людей на безопасную поляну.
Там молодой человек попросил туристов собрать опавших веток и развести костер. После того как удалось развести очаг, люди прижались друг к другу и на призыв помочь в поисках отстающих практически никто не откликнулся. Тогда Александр отправился один, а вернувшись через некоторое время с двумя уставшими туристами, он обнаружил затухающий костер. Чтобы не дать своим подопечным замерзнуть, молодому мужчине силой пришлось заставить людей отправиться за дровами для костра. Лишь когда дров было достаточно, Александр вновь отправился на поиски пропавших.
Туристов, которые пытались спуститься в лес практически бросили погибать. Одна из девушек, которая молила инициаторов спуска ей помочь обнаружили замерзшей. Еще двое туристов брошенных в снегу смогли выбраться, но у девушки не было с собой теплой одежды и еды. Позже выяснилось, что сначала она смогла соорудить что-то наподобие шалаша из веток, но вскоре начала замерзать и решила продвигаться далее. Через несколько дней ее замерзшее тело обнаружили на одном из заснеженных склонов. Молодой мужчина также оказался без теплой одежды. В надежде на спасение он отправился на поиски базового лагеря, но сошел с тропы и поскользнувшись сорвался в глубокий обрыв.
Практически всю ночь Александр и Ольга спасали потерявшихся и замерзших туристов.
Однако помочь не удалось немногим. Сафронов, каждый раз спускаясь к костру с одним из обессиленных людей, просил согревшихся мужчин помочь ему в поисках, но никто не хотел отходить от костра. Несмотря на сильную усталость, Александр раз за разом отправлялся на поиски оставшихся в живых. Итогом стало обморожение конечностей и ампутация нескольких пальцев. Ольга Ковалёва так же как и ее коллега провела ночь в поисках. Сильные порывы ветра и мелкая снежная крупа стали причиной повреждения роговиц обоих глаз и девушка временно ослепла.
Из 53 туристов, которые отправились покорять маршрут № 30, спастись удалась всего 21 человеку. В этой ситуации сложно винить только неопытных гидов, которые вели группы, ведь не будь среди туристов трусости, жестокости и безразличия, спастись удалось бы гораздо большему количеству людей.
1 373 просмотров